В развитии государственно-частного партнерства в Башкирии наметился регресс. С образованием профицита в региональном бюджете местные власти изменили тактику работы с бизнесом: они не стремятся реализовывать проекты ГЧП, предпочитая возводить объекты полностью за счет бюджетных средств. Бизнес сетует на закрытость и отсутствие нужной практики госорганов, а чиновники – на то, что предприниматели стремятся возложить все риски на государство.

По итогам прошлого года Башкирия заняла пятое место среди регионов России в рейтинге развития ГЧП, составленном «Национальным центром развития ГЧП». В региональном минэкономразвития это достижение сегодня считают главным показателем эффективности работы в данном направлении. Но на практике пока ни одного реализованного проекта в республике нет. И если в прошлом году были заключены шесть концессионных соглашений, то с начала этого года – лишь одно. До конца года планируется подготовка еще трех проектов.

ГЧП ОСТАВЛЯЮТ НА БУМАГЕ?

Активизация работы в направлении ГЧП в Башкирии, как и по России в целом, началась в 2015 году. Тогда в федеральное законодательство были внесены поправки, расширяющие практику применения механизма концессии. И все последующие три года региональные власти успешно создавали нормативную базу под ГЧП. Если взглянуть сегодня на сайт минэкономразвития республики, может показаться, что работа в плане внедрения ГЧП просто кипит. На сайте размещены нормативно-правовые акты, методические рекомендации, план проведения межведомственных комиссий. И множество различных перечней, протоколов, реестров. Есть, например, перечень проектов, которые государство хотело бы реализовать в рамках ГЧП, МЧП и концессий. Это строительство и реконструкция коммуникаций, объектов здравоохранения, образования и социальной сферы: больниц, физкультурно-оздоровительных комплексов, детских садов и лагерей. Однако пока работа продвигается медленно. Даже по официальной документации в реестре соглашений ГЧП почти в два раза меньше, чем в реестре инициатив. За счет хорошей нормативно-правовой базы регион поднялся в федеральном рейтинге, но дальше потребуются реализованные проекты. И именно здесь возникают самые большие трудности.

Проекты ГЧП в Башкирии 2Представители бизнеса, опрошенные RBtoday, возмущаются тем, что государство мало активно в развитии ГЧП. Предпринимателям в принципе интересно то, что им предлагает государство, у них достаточно средств для реализации проектов, но они, условно говоря, не могут добиться воплощения мечты в жизнь. Помимо этого, государство пока ориентируется на такие крупные проекты, как «Восточный выезд», а менее капиталоемким проектам не уделяется должного внимания.

Стоит отметить, что ситуация была немного иной еще несколько лет назад, когда бюджетные расходы значительно превышали доходы, и денег на строительство объектов у государства не было. Однако в последние два года региональный бюджет профицитный, и государство начало, по сути, «тормозить» проекты ГЧП.

Компании, планирующие реализовать проекты в рамках ГЧП, на диалог, по понятным причинам, не идут. Потенциальные концессионеры, опрошенные RBtoday, отказались давать комментарии даже на условиях анонимности. Многие просто были недоступны: телефоны компаний, указанные в справочниках, не отвечали. Единичные инвесторы согласились рассказать о своих проблемах «обтекаемо».

Так, один из них, представитель иностранной компании, рассказал, что уже в течение нескольких лет не может выйти на подписание концессионного соглашения. Власти сначала настояли на разработке многомиллионного проекта, а затем решили, что будут реализовывать его сами. Теперь они предлагают купить проект, причем выставляют цену в десять раз меньше реальной. Еще одной важной проблемой, по словам собеседника, является отсутствие межведомственного взаимодействия и неумение чиновников работать с инвесторами.

Другой собеседник также в течение нескольких лет не может выйти на подписание соглашения. Он тоже жалуется на отсутствие взаимодействия между госорганами и отмечает, что так дело обстоит далеко не во всех регионах. Он подчеркивает, что за годы работы по подготовке проекта с чиновниками компании пришлось потратить уже несколько миллионов рублей.

ПОДДЕРЖКА, КОТОРУЮ НЕ ВИДИТ БИЗНЕС

Финансовая поддержка от государства тоже остается спорным вопросом. С началом работы в направлении ГЧП в республике был создан инвестиционный фонд. По данным минэкономразвития, его совокупный объем на 2017–2019 годы составляет 280 млн руб. Большая часть средств уже израсходована. В минфине республики, в свою очередь, сообщили RBtoday, что в 2017 году было выделено 267 млн руб., в 2018 году запланированы еще 195,4 млн руб. По словам собеседника в ведомстве, деньги пошли на поддержку проектов по реконструкции систем тепло- и водоснабжения в Туймазинском и Мишкинском районах, а также проекта частного пансионата для пожилых и инвалидов в деревне Ирсаево Мишкинского района. До остальных же инвесторов, желающих реализовывать проекты по ГЧП, по словам собеседников RBtoday, деньги не доходят.

Одновременно у чиновников есть свои претензии к бизнесу. По мнению начальника отдела координации ГЧП минэкономразвития Башкирии Марата Исламова, бизнес сам во многих вопросах еще не готов к работе в новом формате.

– Бизнес воспринимает все так, что ему все должны, а его обязательства должны быть минимизированы, но на самом деле государственно-частное партнерство предполагает разделение и обязательств, и рисков, – говорит господин Исламов. – Например, в здравоохранении были проекты, в которых все риски бизнес хотел переложить на государство. Но зачем такой проект государству? Ему, конечно, проще реализовать проект как государственный, тем более при наличии средств.

Аналогичной точки зрения придерживаются и в минфине. В ответе на запрос RBtoday чиновники сообщили, что заинтересованы в реализации «капиталоемких проектов ГЧП при условии взаимовыгодного сотрудничества».

– Привлечение частных инвестиций на взаимоприемлемых условиях позволяет снизить нагрузку на бюджет в краткосрочном периоде и сохранить баланс между текущими и капитальными расходами бюджета республики, – пояснили свою позицию в минфине.

Директор ООО «Центр развития ГЧП РБ» Рустем Мусабиров считает, что проекты ГЧП слабо реализуются потому, что власть пока «не готова делегировать бизнесу выполнение государственных задач».

– Во всем, на что не хватает бюджетных средств, должно идти замещение за счет внебюджетных источников, – говорит господин Мусабиров. – При этом должно быть четкое понимание, что хочет инициатор проекта и должна быть грамотно проработана финансовая и юридическая модели. Но у нас пока этого нет, кадры, особенно в муниципалитетах, подготовлены слабо, работа идет очень медленно. Жизнь требует, чтобы сейчас было все хорошо, а бюджетных средств, чтобы решить все вопросы, не хватает. Республике, например, нужно множество спортивных, социальных объектов, а муниципалитеты зачастую отказывают, ссылаясь на отсутствие свободных земельных участков. А если бы была готовая площадка, коммуникации, все было бы просчитано, конечно, бизнес пришел бы. А так, что же получается: инвестору годами нужно ожидать подходящих условий при которых он может реализовать свой проект.

Проректор РАНХиГС, заслуженный экономист РФ Андрей Марголин называет позицию чиновников по отказу от ГЧП из-за наличия бюджетных средств «недальновидной». По его мнению, ГЧП является одним из ключевых механизмов развития экономики. Как считает господин Марголин, пока он работает плохо из-за низкого уровня доверия бизнеса и власти друг к другу.

– Даже если деньги есть, в задачи государства не входит вытеснить бизнес из потенциально прибыльных видов деятельности, – рассуждает эксперт. – Там, где можно привлечь бизнес в проекты ГЧП, это необходимо делать, потому что это даст ему новые возможности для развития. Совместная реализация проектов ГЧП укрепит взаимное доверие, отсутствие которого является на сегодня одной из острых проблем, без решения которой повысить конкурентоспособность отечественной экономики будет сложно. Бизнес, увы, часто смотрит на государство, как на чиновника, которого описывал еще Салтыков-Щедрин в «Истории одного города». Он, как известно, любил повторять: «Не потерплю, сокрушу, разорю». А государство смотрит на бизнес как на потенциального неплательщика налогов. И эту ситуацию необходимо менять. Поэтому сейчас в разных регионах очень важно запустить 3-4 проекта ГЧП, которые станут генератором последующих. Примеров, подтверждающих этот тезис, уже достаточно. Что касается рейтингов и критериев оценки эффективности реализации ГЧП в регионах, то мы видим, как регионы, в которых проектов ГЧП практически нет, могут, тем не менее, занимать в этих рейтингах весьма высокие места. Эти факты говорят о том, что методики составления рейтингов ориентируются преимущественно на формальные показатели. По сути, они лишь подтверждают, что у нас форма зачастую побеждает содержание.

 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. ГЧП — это не панацея. Это всего лишь форма реализации инвестпроекта. Если есть бюджетные средства, то надо строить за счет бюджета. А если по-другому, то гражданам придется заплатить за эти социальные проекты дважды. А делать по ГЧП только потому что надо развивать ГЧП — это странно. Развивать форму ради развития формы. Развивать надо экономику: это думать (и делать!!!) над формами предоставления налоговых льгот, формами и способами предоставления земли и других ресурсов, исключения барьеров…Вот что действительно влияет на развитие экономики региона.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя