Многочисленные акции протеста обманутых дольщиков возымели свое действие. Власти Башкирии создали для решения проблем пострадавших от недобросовестных застройщиков ООО «Региональный оператор по содействию строительству объектов». Возглавит новую структуру Дамир Миннибаев, инициатор и экс-директор республиканского Фонда развития жилищного строительства. На регоператора возлагаются большие надежды – вопрос с недостроями должен быть закрыт в течение двух–трех лет. Представители дольщиков скептически отнеслись к инициативе властей, считая, что таким образом они пытаются снять с себя обязательства.

Власти Башкирии создали единого оператора по решению проблем обманутых дольщиков, об этом 27 марта сообщил замглавы госкомитета по строительству и архитектуре республики Артем Ковшов. ООО «Региональный оператор по содействию строительству объектов» создано путем реорганизации ГУП «Проектный и конструкторский институт «Башкирский промстройпроект». Руководителем предприятия назначен инициатор и экс-директор «Фонда развития жилищного строительства» Дамир Миннибаев (фонд занимается строительством социального жилья).


ГУП «Проектный и конструкторский институт «Башкирский промстройпроект» был создан в 1959 году. Унитарное предприятие разрабатывало проектно-сметную документацию на объекты промышленного, общественного, жилого назначения, на линейные объекты (линии электропередач, связи, водопровода, канализации, газопровода, теплотрассы). В числе заказчиков ГУПа: госкомстрой РБ, региональный минздрав, МУП «ИСК Уфы», «Корпорация развития РБ», «ВНИПИнефть», «Благовещенский арматурный завод», «ПОЛИЭФ», «Кроношпан Башкортостан», группа компаний «СУ-10» и др. Как пояснил Артем Ковшов RBtoday, в последние два года институт «практически не работал». На момент реорганизации осенью прошлого года в штате числились шесть человек, из которых трое в декрете, а трое перешли на работу в регоператор.


ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ НОВАЯ СТРУКТУРА

Артем Ковшов. Фото: bashkortostan.ru

Задача вновь созданного регоператора – составление «паспорта» проблемного объекта. Как пояснил господин Ковшов, «паспорт» включает в себя анализ причин остановки строительства, подсчет пострадавших и определение объема финансирования для завершения строительства. На основе этих данных регоператор предлагает пути решения для каждого объекта: банкротство, смена застройщика или привлечение инвестора.

– Проведя эту работу, мы, в первую очередь, должны понять, как будем решать проблему. Сразу скажу, по всем объектам, которые есть на территории республики, единого решения нет. На каждом объекте ситуация развивается по-разному: по разным срокам, по тому имуществу, которое вовлекается в завершение объекта. Поэтому говорить о том, что регоператор создаст единое решение, невозможно. Этого не будет никогда. Как говорят врачи, у нас в упаковке будут разные таблетки для каждого объекта, – отметил Артем Ковшов.

Свои рекомендации по решению проблем недостроенных объектов регоператор должен направлять в госстрой, региональное правительство и муниципалитет, на территории которого находится недострой.

Дамир Миннибаев. Фото: MKSET.

Кроме того, в функции регоператора входит оказание в режиме «единого окна» пострадавшим дольщикам юридической и консультационной помощи. Для этих целей также планируется подключить call-центр, для создания которого закупается оборудование.

По данным госстроя, на сегодня насчитываются 33 проблемных объекта в восьми муниципалитетах Башкирии. В реестр обманутых дольщиков включены 1441 человек. В зоне риска находятся еще около 5,6 тыс. человек. Проблема обострилась в последние полтора-два года: пострадавшие регулярно проводят митинги, одиночные пикеты, голодовки. С июля прошлого года сообщалось о шести голодовках. Самая длительная, в течение 17 дней, прошла в Стерлитамаке с 23 октября по 13 ноября 2017 года. В акции приняли участие семь дольщиков ЖК «Западный» и «Лазурный» компании «Башстрой» Радика Кайгулова. В конце прошлого года глава республики Рустэм Хамитов пообещал, что в регионе проблема обманутых дольщиков будет решена к 2020 году. В региональном правительстве затраты на завершение строительства проблемных объектов оценили в 15 млрд руб.

Артем Ковшов привел чуть более скромную цифру – 11 млрд руб. Впрочем, о более конкретных суммах он говорить пока не готов – точные данные будут получены после проведения независимой экспертизы качества самих объектов, особенно это касается недостроев, простаивающих 5–7 лет, где могут потребоваться существенные переделки или доработки.

Чиновник также особо отметил, что к достраиванию домов деньги из государственной казны привлекаться не будут.

– Эти средства будут истребованы не из материальных ресурсов государства, это масштабные инвестиционные проекты, это силы застройщика, это имущество в рамках банкротства, которое адекватный конкурсный управляющий будет возвращать, – пояснил Артем Ковшов.

ПРИМАНКА ДЛЯ ЗАСТРОЙЩИКА

В правительстве Башкирии с прошлого года обсуждается проект постановления, который предусматривает передачу застройщикам, согласившимся достроить проблемные объекты, земельные участки без торгов. С инициативой внести правки к федеральным законам «О мерах по защите прав граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств …» и «О регулировании земельных отношений» выступил республиканский Госкомитет по строительству и архитектуре. Документ предусматривает, что компании, которые построят не менее 10 тыс. кв.м жилья, должны предоставить обманутым дольщикам не менее 10% квартир. Замглавы Госстроя заверил, что от работы на проблемных объектах отказались «только два – три крупных застройщика». Сообщалось, что правки будут приняты в апреле.

Примечательно, что премьер-министр правительства Башкирии Рустэм Марданов, выступая 22 марта этого года в Курултае, заявил обратное. По его данным, большого числа застройщиков, желающих достраивать проблемные объекты, «не наблюдается», таких компаний – «буквально считанные единицы».

Господин Ковшов пояснил, что в задачи регоператора распределение земельных участков не входит, решение об их выделении принимает глава республики. Муниципалитет предоставляет в Госстрой информацию о земельных участках, где планируется строительство. Затем Госстрой на конкурсной основе отбирает застройщиков. Основной критерий отбора – сроки строительства и готовность передать пострадавшим дольщикам 10% жилья. Далее документы по участкам и итоги конкурсов Госстрой направляет в правительство.

В какой последовательности проблемные объекты будут взяты в работу, господин Ковшов уточнить не смог, отметив, что в ближайшее время полный список появится на сайте Минстроя России. В настоящее время, по его словам, «в ручном режиме» находятся жилые комплексы «Новобулгаково», «Миловский парк», недострои компании «Строитель». Кроме того, есть понимание по «Дуслык-строю» и «Башиинвестдому».

На вопрос, что ждет регоператора после решения проблем обманутых дольщиков, господин Ковшов не смог ответить что-то определенное.

Предприниматель, владелец группы ПСК-6 Андрей Носков затруднился оценить перспективы работы регоператора, выразив при этом готовность рассмотреть предложение.

– Я не работаю с обманутыми дольщиками, опыта у меня нет, поэтому не могу судить, насколько этот путь правильный. Понятно одно, решение этой проблемы необходимо, – говорит он. – Если предложения по завершению строительства проблемных объектов будут носить экономическую выгоду, почему нет?

Представитель компании «Жилстройинвест» Иван Зорин отметил, что его компании такая схема не интересна. По его словам, инструмент привлекателен «только для застройщиков, работающих в сегменте эконом-класса».

В высокой востребованности предложенной схемы сомневается и управляющий партнер компании Art Estate Group Роберт Тагиров.

– Конечно, если будет экономический эффект, это может заинтересовать застройщиков. Но здесь нужно оценивать состояние объекта незавершенного строительства, на каком этапе остановилась стройка. Если объект находится на стадии котлована, либо даже если построено менее половины — это будет требовать больше вложений, если же объект уже заведен под крышу и останется закончить коммуникации и отделку – сумма будет значительно меньше. Кроме того, если недостроенный объект стоит больше четырех-пяти лет, есть риск нарушения целостности важных элементов конструкции здания – тогда, возможно, его вообще лучше снести, – говорит эксперт. – С другой стороны, застройщик должен передать обманутым дольщикам 10% квартир. При озвученных условиях — строительстве не менее 10 тыс. кв.м. жилья, затраты на строительство только передаваемой части могут составлять от 50–60 млн руб. в зависимости от итогового объема строительства». За эти деньги на рынке можно взять подходящий для строительства одного дома участок, ну или, как минимум, не обременённый необходимостью отдавать часть жилья. Застройщик может там продать весь объем жилья и получить прибыль, без дополнительных издержек.

По словам господина Тагирова, чтобы история с долгостроями не повторялась, проблемные объекты лучше передавать крупным застройщикам.

– Важно, чтобы эти проекты не подкосили финансовую устойчивость застройщика, как это произошло в первой волне дольщиков с Фондом жилищного строительства Башкирии, который взял на себя слишком большой объем – напомнил он.

 

ЧТО ГОВОРЯТ ПОСТРАДАВШИЕ
Дольщики к созданию новой структуры отнеслись прохладно. Представитель инициативной группы дольщиков ЖК «Цветы Башкирии» Олеся Ефименко видит в этом попытку властей «снять с себя все обязательства».

– Они на нас стали обращать внимание только после пикетов и голодовок. Это самый легкий вариант скинуть с себя обязательства, все равно многие решения они принимают за нашей спиной, – возмущается собеседница.

Ее поддерживает представитель дольщиков ЖК «Новобулгаково» Роман Ситдиков, указывая на эфемерность некоторых решений власти.

– Мы регулярно общаемся с представителями власти: проводим оперативки в госстрое, на стройплощадке, но дальше дело пока не идет. Складывается ощущение, что госстрой часть своих обязанностей по контролю и решению проблем обманутых дольщиков хочет свалить на новую структуру, зачем – не понятно. Хотелось бы, чтобы они предпринимали больше каких-то конкретных действий, – говорит господин Ситдиков. – Мы предлагаем конкретные решения, но нам говорят о каких-то эфемерных вещах: нет рычагов управления, нет рычагов давления на застройщика, законодательная база несовершенна и т.д. Тогда возникает закономерный вопрос – а зачем вообще такие государственные структуры нужны, если они ни одного вопроса решить не могут?

Впрочем, председатель общественной организации обманутых дольщиков Башкирии Виталий Листков склонен верить в новую структуру.

– Я неоднократно встречался с руководителем регоператора Дамиром Миннибаевым, предоставлял ему материалы по проблемным объектам, сообщал, какие пути решения видят сами дольщики, – говорит общественник. – У меня сложилось  впечатление, что господин Миннибаев серьезный человек, который действительно сможет организовать работу. Думаю, что с теми задачами, которые они заявляют, компания справится. Надежда на то, что проблема обманутых дольщиков будет решена, есть, но уверенности пока нет.

Политолог Аббас Галлямов отмечает, что власть вынуждена реагировать на такого рода неполитические акции, как протесты дольщиков, но зачем создавать очередную структуру при наличии существующих инструментов, эксперт не понимает.

– Как правило, власть тревожат неполитические протесты, связанные с конкретными требованиями. И они пытаются, по возможности, решать эти проблемы. Неполитический протест – это самый прямой способ добиться решения своей проблемы, – говорит он. – Зачем создавать регионального оператора, не понятно. На мой взгляд, все эти вопросы могут решать действующие структуры, в том числе минстрой, профильные подразделения в аппарате правительства, и сами представлять свои соображения наверх.


По данным Башстата, в Башкирии увеличивается количество жилья, приобретенного по договорам долевого участия. По итогам 2017 года рост составил 15% (до 17,2 тыс.) по сравнению с 2016 годом. По итогам января–февраля 2018 года количество договоров ДДУ увеличилось в два раза и составило 3,62 тыс.


 

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя