Почему «Тренер» Данилы Козловского не смог обойтись без Юрия Шевчука

19 апреля в российский прокат вышел фильм «Тренер», в котором режиссер-дебютант Данила Козловский взял на главную роль одного из самых перспективных молодых актеров страны – Данилу Козловского, который – так уж вышло – участвовал в создании этого фильма как сценарист и как продюсер. Кажется, что с таким составом фильм обречен на популярность. Оправдались ли эти ожидания? Попробуем разобраться.

Вверх около футбола

Сюжет фильма по-своему пересказывает решение самого Козловского выйти в кино поле не в качестве игрока, а как играющего тренера. В центре истории – известный и успешный футболист Юрий Столешников. Будучи в составе национальной сборной, на важном матче он оправдывает стереотипные ожидания российских фанатов и в результате скандала благополучно ставит крест на своей карьере. Но, видимо, для креста было выбрано самое верное место: стремительное путешествие по карьерной обочине заканчивается приглашением в приморский городок в качестве тренера местной команды «Метеор».

Дальнейшая драматургия развивается по давно работающим голливудским лекалам: сначала у Столешникова ничего не получается, но потом, набравшись мудрости у детского тренера-алкоголика в исполнении Владимира Ильина (пожалуй, самый живой и харизматичный персонаж фильма), ему удается найти подход к каждому из игроков и к команде в целом. Все эти «благодаря» и «вопреки» позволяют стряхнуть местечковую пыль с «Метеора» и крепким ударом запустить его в финал Кубка России против московского «Спартака». Также с основным сюжетом пересекаются в бесконечности две параллельные линии. За любовную отвечает актриса Ольга Зуева, которая встречается с Козловским и по эту сторону экрана, а за молчаливые и тягучие взаимоотношения молодого тренера с отцом –  тяжелые глаза Андрея Смолякова. Добавляет эмоционального колорита эпизодическая роль Ирины Горбачевой, которая сыграла руководителя «Метеора».

Вопрос, который чаще всего звучит в фильме, – «зачем?». Зачем герой Козловского приехал в эту тмутаракань, где давно и навечно схвачено все, что лежит плохо и удовлетворительно? Зачем провинциалам выигрывать Кубок страны, если дальше все равно нет перспектив, а зарплаты им никто не поднимет? Зачем людям футбол, когда денег у инвесторов только на решение проблем ЖКХ (на самом деле нет)? Зачем Козловскому понадобилось снимать этот, в общем-то, необязательный фильм? Как скажет в фильме Столешников, все это – для себя, потому что лучше так, чем никак.

Несмотря на то, что Козловский во всех интервью открещивается от намеков на конъюнктурщину, фильм кажется очень своевременным. Прокат проходит за два месяца до Чемпионата мира по футболу, который пройдет в России. Вдруг полюбившийся зрителю яркий лоск с запахом пота заметен неслучайно: над фильмом работала студия Никиты Михалкова «ТриТэ», которая в свое время вывела в топы «Легенду №17», и «Движение вверх».

При этом в «Тренере» нет и следа реальных исторических событий, где наши спортсмены сражаются с идеологическим противником. К счастью, это кино, обращенное не в ностальгию по прошлому, а в настоящее, и реальность здесь очевидно условная. Фактически это такая же фантазия, как и недавний спортивный мюзикл «Лед» Олега Трофима, только вместо ремейков популярных отечественных хитов у Козловского звучат отутюженные иностранные треки. В целом же, это история небольших масштабов – где, возможно, футбол и правда всего лишь декорация – в которой герой проходит типичный обряд инициации, вырастает духовно и меняет свой статус с «мальчика» на «отца». Единственное и главное, за что можно пожурить Козловского, – отсутствие режиссерского голоса: фильм сделан драматургически крепко, но без явного авторского высказывания. Без него «Тренер» изрядно теряет в весе и, скорее всего, после премьеры потихоньку исчезнет из тем для обсуждения.

Современное прошлое

Тем не менее интересны некоторые детали, которые Козловский добавляет к образу тренера, и отчасти они вдохновлены Уфой, точнее одним её уроженцем. В частности, почти в самом начале фильма Столешников представляется прекрасной незнакомке как «Юра, футболист». Ситуация и фрагмент диалога невероятно схожи с известным эпизодом на встрече одного благотворительного фонда с Путиным в 2010 году, где аналогичным образом был вынужден представиться Юрий Шевчук. О неслучайности этой контекстной добавки говорит и то, что в финале звучит песня ДДТ «Это все» – кажется, одна из всего двух русскоязычных песен в очень западном саундтреке. Слишком яркий маркер для простого совпадения. Ну и зачем, Козловский?

В новейших спортивных российских фильмах одну из ключевых – если не самую главную – связку представляют игрок и тренер, поскольку образ мудрого и справедливого руководителя у нас в последнее время вообще чересчур актуален. Вспомните: Тарасов и Харламов («Легенда №17»), Гаранжин и сборная («Движение вверх»), Шаталина и Лапшина («Лед»), сейчас – Столешников, который мутирует из игрока в наставника. Каждый из этих тренеров испытывал определенные  административные трудности, которые поданы в фильмах как примета эпохи. В «Тренере» Столешников сталкивается не столько с провинциальной бедностью, сколько с коррупцией и взятками на всех уровнях, а также с уже привычным для России сословным понимаем жизни: все мы равны, но есть равнее. Об этом, собственно, Шевчук и говорил восемь лет назад. Что важнее, руководитель оказывается неспособен изменить этот уклад, хотя он честно пытается. Единственное, что он может, – вытащить свою маленькую команду из болота и уехать покорять новые горизонты. Это обоюдоострый финал: он одинаково говорит как о потенциале русского таланта из глубинки, так и о том, что реализоваться в создавшейся за последние годы обстановке удастся единицам. Даже учитывая, что это в известном смысле фантазия режиссера, а не документальное кино.

Стоит сказать несколько слов и о технической стороне фильма. Снят он красиво и динамично, где нужно – масштабно и оглушительно, где важно – нежно и камерно. Впрочем, созданный бешеный ритм вполне объясним, поскольку в качестве оператора выступил Федор Лясс («Хардкор», «Про любовь», «Духless»). К слову, он же выступил оператором грядущего фильма «На районе», где также снялись Козловский и Зуева, для которой он станет полнометражным режиссерским дебютом.

В заключение – цифры. На момент написания материала сборы «Тренера» составили 339 млн руб., в том числе за первый уикенд – 308 млн руб. Это любопытно, потому что то же «Движение вверх» за первые выходные взяли втрое меньше и только через неделю, когда публика присмотрелась и оценила, начала бить рекорды. Вряд ли «Тренер» сможет повторить этот успех – другая маркетинговая кампания, да и посыл в фильме совсем иной. И все же фильм стоимостью в 390 миллионов рублей наверняка окупится, а кинокритики прогнозируют, что сборы дойдут до 600-800 млн руб.,  а то и до миллиарда достанет. Как минимум, это неплохо говорит о финансовой жизнеспособности нашего киномейнстрима, а это уже немало. Особенно для тех редких зрителей, которые пока еще верят в отечественное кино, зная, на что он способен – во всех смыслах.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя