13 сентября уфимский частный проект «The Театр» отметил свое пятилетие премьерой нового спектакля «Водка, ****, телевизор» по пьесе Максима Курочкина.

Зал полумесяцем врезан в сцену, на сцене – ванна, в ванной – вода, в воде – Герой. Предположительно это писатель на самом дне очередного творческого и жизненного кризиса. Ему 33 года, его «по науке уже 8 лет нельзя ничему научить». На экране идет запись, где Герой одиноко тоскует в ванной, на сцене же он не один: вокруг возникают его пороки, вынесенные в заглавие пьесы. Бравурный алкоголизм, похоть-доминант и вертлявое масс-медиа – молот, наковальня и сверло, настойчиво вросшие в повседневность Героя. Кажется, они давно больше его самого, и поэтому он должен окончательно решить – в который раз? – от кого из них, наконец, нужно избавиться. Разумеется, каждый бросается убеждать в том, что без него существование отдельно взятого Героя невозможно.

Украинский драматург Максим Курочкин, чья литературная деятельность пришлась на 1990 – 2000 годы, написал пьесу «ВЕТ» в середине нулевых. Тогда театр-фестиваль «Балтийский дом» предложил нескольким драматургам написать что-нибудь на тему человеческих зависимостей. В итоге появилась и эта история о молодом человеке и его трех пагубных привычках, которую автор тут же самостоятельно экранизировал за $100, позаимствовав камеру в Театре.doc (режиссерскими секретами с ним поделился один из создателей доктеатра Михаил Угаров). Текст, написанный 15 лет назад, остается злободневным и сейчас. И дело даже не в соревновательном желании впихнуть побольше матерных пируэтов на квадратный метр текста, а в том, что ни пороки, ни люди, застрявшие в кризисе, совсем не изменились. Даже квартирный вопрос не может с ними ничего сделать.

Герой считает себя хозяином положения и тихо мечется в выборе, от какой части самого себя нужно отказаться. Герой и его пороки лихо и незаметно меняются ролями кукловода и марионетки, вальсируя среди сказанных слов и опустевших воспоминаний. Саморазрушение, которое по мере взросления выбирает каждый, рифмуется с бесполезностью усилий по его предотвращению. Шизоидный спор скручивается в бараний рог, подменяя людей и понятия, превращаясь в судебное разбирательство, схожее с процессом Пинка, построившего знаменитую Стену в фильме Алана Паркера. Простейшие боги проводят герою спектакля быструю и веселую лоботомию, находя в своем арсенале как бесчеловечную гибкость, так и чугунную непреклонность. Они умело – опыт все-таки – превращают разговор по душам в трагифарс, оставляя ряд вопросов всем желающим. Победа над собой – это победа или поражение? Чем отличается обычный человек от нормального? Какого цвета хамелеон, если он смотрится в зеркало?

Руководитель «The Театра» Алсу Галина выбрала удачное произведение для юбилейной постановки. Болезненный текст приобрел хлесткую громкость, а смелость и скорость добавили парализующего смеха, где русская тоска и элементарный хохот – две стороны одной медали. В этом смысле человек со всеми его углами, чья жизнь не сахар, а сахар со стеклом, обнаженный перед зрителями (в данном случае – буквально), раздевающийся до мяса в попытке показать огрызки души, – частый, если не ключевой герой постановок уфимского театрального проекта. Интересно, что месяц назад Алсу ставила эскиз по этой же пьесе в рамках лаборатории «Буинская талия» в Татарстане и получила от экспертов максимально противоположные отзывы. Как минимум, уфимский вариант оказался более стиляжным и точнее следовал тексту пьесы, где мата изрядно больше, и звучит он органичнее, чем в сделанном для лаборатории татарском переводе. В этом смысле «The Театр» продолжает, несмотря ни на что, гнуть свою линию, раздавая пощечины как общественному вкусу, так и всем приверженцам традиционного театра, не желающего разговаривать со зрителем на современные темы современным языком. И в этом непреклонном движении «The Театр» прав, одаривая Уфу своими яростными подарками. С днем рождения.

Фото: Владимир Ковальчук

1 КОММЕНТАРИЙ

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя