24 мая в российский прокат вышел мультфильм «Садко», который создавался на уфимской студии «Муха». Общий бюджет мультфильма, по данным сайта kinobusiness.com, составил 270 млн рублей. Продюсером выступил Сергей Сельянов, доказавший на примере анимационного цикла «Три богатыря», что отечественные мультфильмы способны конкурировать с зарубежными. Продюсер студии «Муха» Артур Абдрахманов в интервью RBtoday рассказал об особенностях работы с продюсером «Брата», о том, какие мультфильмы сейчас популярны в России и почему у «Мухи» получается больше работать с Москвой, чем с Башкирией.

Как пришла идея мультфильма? Когда и с чего все началось?

– В 2012 году мы заканчивали свой предыдущий проект – полнометражный мультфильм «Попугай Club», который делали с «ComedyClubProduction» и Тимуром Вайнштейном, ныне продюсером ТНТ, а тогда – «ВайТ Медиа». Он готовился к прокату, но в итоге вышел спустя год и по телевизору. Этому поспособствовало то, что «ComedyClubProduction» продали телеканалу ТНТ, а у «Газпром-медиа» сменился генеральный менеджер. Пока всех лихорадило, а мы заканчивали мультфильм, пришло понимание, что нужно искать новый проект. Виктор Алисов, наш давний друг, который придумал фильм и сериал «ДМБ», с которым мы снимали «День хомячка» и «Здравствуйте, мы ваша крыша!», рассказал нам об идее мультфильма «Садко». Он договорился о встрече с одним из самых крупных продюсеров страны – Сергеем Сельяновым. Мы показали ему наш текущий проект, рассказали про «Садко». Он заинтересовался, потом приехал в Уфу, познакомился со студией. Как оказалось, в это время он как раз интенсивно занимался анимационными фильмами. Стартовали в 2012 году – в декабре начали разрабатывать персонажей, рисовать эскизы, придумывать локации. Осенью 2017 года мультфильм был готов.

Сельянов не говорил, чем его заинтересовали «Садко» и вообще сказочные мультфильмы?

– Думаю, это большой и универсальный продюсер. Пока мы делали «Садко», у него параллельно шла еще куча проектов – как мультфильмов, так и кино. Сейчас, насколько я знаю, он работает над дорогостоящим и масштабным фильмом с большим количеством компьютерной графики «Конек-горбунок», который был представлен на недавнем питчинге Фонда Кино.

Работа над мультфильмом шла только силами студии?

– Исключительно силами студии все делалось до октября 2016 года, когда ушел от нас Виталий Муха. Сергей Сельянов, чтобы закончить «Садко», поставил в качестве режиссера Максима Волкова, который выступал сорежиссером другого компьютерного мультфильма «Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение». В то время анимационная студия Сельянова «Сказка» делала двухмерный полнометражный мультфильм «Синдбад: Пираты семи штормов», их творческий костяк начал принимать нашу работу, давать фидбэк: годится – не годится. Параллельно они готовились к запуску мультфильма «Бука», стали формировать команду, и чтобы ускорить процесс, они стали работать и над «Садко». В итоге где-то процентов 5-10 от всего мультика сделали в Москве.

Сельянов по мере ведения проекта ставил какие-то рамки, ограничения, сверхзадачи?

– Он полностью управлял творческим процессом. Еще когда Виталий был режиссером, раз в месяц мы с готовым материалом приезжали к Сельянову и часов по 12 сидели у него в кабинете, отсматривали материал, обсуждали. Встречи проходили очень интенсивно: часто какие-то сцены добавлялись, какие-то выкидывались, что-то переписывали. Финализированного сценария как такового не было почти до самого окончания работ – он появился меньше, чем за год до сдачи мультфильма.

  Смена режиссера повлияла на мультфильм?

– К тому моменту, как Виталий Муха ушел, мультфильм был готов процентов на 90. Не стояло задачи его перекроить, нужно было просто его закончить. Все равно процесс выстраивал сам Сельянов. Максим, конечно, привнес свой вклад, но в рамках того, что есть.

«Садко» создавался пять лет. Это много или мало?

– В нашем случае – много. Было очень много переделок. Если поднять всю историю, по хронометражу мы сделали 1,5-2 таких мультфильма. Просто немало ушло в отвал. Например, главных героев два – Садко и его друг попугай. Вначале вместо попугая был баклан. Примерно через год после начала работ этого персонажа, по решению Сельянова, трансформировали в попугая – он решил, что так будет органичнее.

Коллектив студии «Муха» после просмотра «Садко». Уфа, 24 мая 2018 г. Фото из архива Артура Абдрахманова.

Кто озвучивал персонажей?

– Озвучка проходила в Москве. Персонаж, которого озвучивал Михаил Ефремов, был записан сразу, и его не трогали. Все остальные голоса были записаны в Уфе. Позднее в целях пиара Сельянов решил некоторые озвучки переписать с известными актерами, которых можно было бы вывесить в шапке афиши. В финальной версии примерно две трети персонажей озвучивают уфимцы: заслуженный артист РБ Тимур Гарипов, актеры народного театра им. Шеина Игорь Конев и Валентин Панков, уфимские радиоведущие Данис Галиуллин, Руслан Ронич, а также Анатолий Константинов, он же Константин Бережной,  который озвучил целых пять ролей.

«Садко» – компьютерный трехмерный мультфильм, «Три богатыря» – двухмерная анимация. Что сложнее, перспективнее и затратнее?

– По трудоемкости и бюджету сказать сложно. В обоих случаях можно потратить много денег – это дело вкуса и возможностей. Но тренд таков, что в России из двухмерных мультфильмов деньги собирают только сельяновские «богатыри», а его же проекты вроде «Синдбада» или «Как поймать перо Жар-птицы», которые сделаны не на студии «Мельница», убыточны. Сами видите, что в кинотеатрах деньги собирают иностранные трехмерные мультфильмы. Двухмерных уже давно нет в широком прокате. Например, мы участвовали в создании двухмерного полнометражного мультфильма «Бременские разбойники» – сделали в Уфе около 15 минут этого мультфильма. Это была достаточно трудоемкая и долгая работа, продюсерами был заложен немалый бюджет, но, к сожалению, в прокате тоже не окупился.

Видимо, должен быть другой подход к нашей аудитории. То есть это вопрос грамотного маркетинга?

– Зрители уже не воспринимают двухмерные мультфильмы как зрелище, на которое можно пойти в кино всей семьей. «Шреки» и «Кунг-фу Панды» приучили их к определенному виду картинки.

Как считаете, «Садко» будет успешным в прокате?

– Думаю, он пройдет достаточно незамеченным, потому что нет особой рекламы, все в рамках обычной кинотеатральной рекламы – постеры в фойе, трейлеры перед началом сеансов.

Почему было решено так, а не иначе?

– Все телодвижения по прокату – прерогатива генерального продюсера. «Садко» прокатывает сельяновская прокатная компания «Наше кино», он счел достаточным, что мультфильм просто раздают по кинотеатрам в рамках обычной прокатной кампании. На ТВ и наружную рекламу решили деньги не тратить. Хозяин – барин. Видимо, у него есть на этот счет свои соображения, а рынок он знает и понимает лучше нас с вами.

То есть хитрый ход у него еще, может быть, где-то припрятан?

– Вряд ли, кинопрокат – событие одноразовое. После будут только продажи на ТВ и онлайн-кинотеатры. Насколько я знаю, «Садко» был продан для показа в Китае. Может, «Наше Кино» еще куда-то за рубеж права продаст. Но рынок не ограничивается только кинопрокатом. Другое дело, что широко рекламируемые фильмы могут отбить бюджет еще на стадии показа. В долгосрочной перспективе у Сельянова богатейшая библиотека проектов. От него зависят эфиры многих телеканалов, он продает фильмы и мультфильмы пакетами. Если обращали внимание, то, к примеру, РЕН-ТВ львиную долю рейтинга держит за счет показа «Трех богатырей». Так что, видимо, и «Садко» будет потихонечку работать.

И все-таки жаль, что в Уфе мало кто знает, что этот мультфильм сделан на студии «Муха». За державу немного обидно.

– Это же для Уфы необычно, что студия сделала полнометражный мультфильм. На самом деле это совершенно обыденная ситуация. Отечественные компьютерные мультфильмы перестали быть чем-то сверхъестественным, их делают достаточно много.

Чем сейчас занимается студия? Чем займетесь после выхода «Садко»?

– Мы уже восемь месяцев как отошли от проекта. Выход мультфильма к нам уже никакого отношения не имеет: после того как мы с Сельяновым ударили по рукам, все права на проект стали сельяновскими, в том числе вопросы проката и его итоги. Такого большого, как «Садко», у нас проекта пока нет. Из проектов поменьше – компьютерная графика для фильма «Полеты над Россией», который скоро выйдет в сферическом кинотеатре парка «Зарядье». Это такой фильм-аттракцион: на зрителей брызгает вода, дует ветер, двигаются кресла, а на экране – фантастические съемки знаковых мест нашей страны. Также делаем компьютерную графику для сериалов канала ТВ-3, сотрудничаем со студией телеканала «Россия», которая занимается производством детских мультфильмов.

Артур Абдрахманов, Виталий Мухаметзянов и технический консультант студии «Муха» Василий Киселев.

А республиканские проекты министерство культуры вам не предлагает?

– Мы с ними дружим, общаемся, но пока не смогли придумать, чем можем быть полезны. У них физически пока нет таких проектов, где мы могли бы что-то сделать. У нас профиль немного другой. Гранты, которые выделяются в республике, существенно отличаются от грантов федеральных. Сделать полнометражный мультфильм – история, больше подходящая для федерального уровня. Там кардинально другие бюджеты, а шанс окупить производство такой продукции есть только при федеральном прокате. Поэтому мы и работаем на Москву.

– Думаете, республика не потянет?

– Думаю, это и не нужно, здесь своих забот хватает. Для производства и проката мультфильма в масштабах страны нужен талантливый продюсер. Посмотрите на успех мультфильма «Снежная королева». Юрий Москвин продюсировал ее изначально так, чтобы показать не только по России, но и во всем мире. Благодаря такому замаху, франшизу удалось не только в России окупить, но и по миру прокатать. Башкирия решает свои насущные проблемы, и решает хорошо. Система грантов приносит талантливые фильмы – поднялась же волна нового башкирского кино? И мультфильмы есть – Рим Шарафутдинов делает очень талантливые вещи.

– А как вы оцениваете «Садко» в череде российских мультфильмов?

– Думаю, оценить его удастся в ближайший уик-энд. Я один из немногих, кто не хвалит свое и не ругает чужое. И всю профессиональную жизнь мерилом успешности проекта были цифры сборов. На мой взгляд, в оценке любого фильма ключевую роль играют сборы. Конечно, есть случаи, когда фильм рвет душу, меняет мировоззрение, но много денег не приносит. Чего уж греха таить, «Садко» – не артхаус, а фильм для семейного просмотра. Поэтому сборы во многом его охарактеризуют. Можно вспомнить фильмы, которые по сарафанному радио получали хорошую кассу. Например, фильмы нашего земляка Романа Каримова, которые выходили без особой рекламы. Не скажу, что они фантастически много собрали, но результат у «Неадекватных людей» очень хороший, как раз благодаря «сарафану». Скорее всего, понятно, чем закончится прокат «Садко». Это не пессимизм, это законы физики.

 

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя