В Башкирском театре оперы и балета состоялась премьера одноактного балета «На футбол!». Она должна была пройти еще этим летом, во время чемпионата мира по футболу, но по техническим причинам  была перенесена на 7 октября.

Птичий гомон – несколько десятков судейских свистков из оркестровой ямы – раздвигает махровую мглу занавеса и предлагает балетную версию спортивного матча, на который волей судьбы занесло двух влюбленных (Маргарита Шафикова и Давид Церцвадзе). Пять стихий – атаки (Лилия Зайнигабдинова), защиты (Алиса Алексеева), удачи (Рустам Иcхаков), правил (Олег Шайбаков), а также спортивной злости и допинга (Айрат Масегутов) – серые кардиналы соревнования, которые по-настоящему решают судьбу матча. Противостояние двух команд на поле в какой-то момент становится лишь поводом, чтобы фанаты перешли на личности и стали выяснять, кто из них играет лучше – мужчины или женщины. Разумеется, побеждает дружба – и, пожалуй, даже нечто большее.

Идея интегрировать футбольный драйв в балетную пластику довольно любопытна, тем более интересно решение поместить эдаких метерлинковских персонажей в историю, происходящую  здесь и сейчас. Замедление времени и попытка посмотреть на игровой процесс изнутри, с точки зрения демиурга, которому открыты и люди, и духи, закругляет резкость движений и останавливает мгновения. Увлекает расслоение намерений и реальных результатов человеческих действий, создание новых временных отрезков внутри привычного течения времени, общий поиск плавности в игре, где так важны точность и скорость. Выразительность застывших движений рифмовалась с красотой замершего гоночного автомобиля, зрительские трибуны на сцене в определенный момент напоминали «Плот «Медузы»», а между футболом и танцем действительно оказывалось не так уж много формальных различий. Стоит отметить и ненавязчивое вкрапление бренда Terra Bashkiria в цветовое решение художника.

С другой стороны, введение в систему координат сказочных персонажей будто бы наложило возрастной отпечаток на постановку, в которой элементов детских утренников избежать не удалось. И дело не столько в некоторых костюмных деталях, сколько в гипертрофированном воспроизведении сюжетных связок и в общем мюзикловом настроении, в котором терялся балет как таковой.

Примечательно, что оркестр несколько раз спрыгивал с привычного музыкального повествования. В эти моменты музыка начинала вилять по сторонам, джазуя и будто стремясь вырваться в область импровизации. Здесь оркестр оживал – начинал бурлить, ерзать, разделяться на голоса, бегущие в разные стороны, – примерно тем же отвечала и балетная труппа, готовая сломать привычную структуру. Но как только казалось, что действие вслед за музыкой выйдет за рамки традиции, все возвращалось в прежнее русло.

Над созданием балета работали композитор Руслан Мурсякаев, хореограф-постановщик Алексей Ищук, художник Ирина Дерябина из Москвы, дирижером-постановщиком выступил Герман Ким (Уфа). Премьерный показ посетили члены тренерского штаба футбольного клуба «Уфа» во главе с главным наставником.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя