13–14 декабря в Башкирском драмтеатре им. М.Гафури состоится премьера спектакля «Урал Батыр» по одноименному эпосу. Премьера приурочена к старту Года театра в России, а также к грядущим 100-летним юбилеям республики и Башдрамтеатра.

Автором и режиссером-постановщиком спектакля стал якутский режиссер Андрей Борисов. Он поставил более 50 спектаклей в Якутии, также работал в театрах Москвы, Иркутска, Республики Алтай, Китая и Турции. C 1990 по 2014 год работал в должности министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия). На пресс-конференции, посвященной грядущей премьере, он отметил, что работа над великим эпосом башкирского народа – особая ответственность.

– Еще в 1983 году, будучи студентом ГИТИСа, я задумался о национальном театре. В советское время театры обрели крылья, но стоял главный вопрос: а что есть национальный театр? И я обратился к истокам. Мне стало пронзительно ясно, что эпос наших народов является основой, фундаментом, твердью культуры любого народа. Я убедился, что у каждого народа – свой театр и своя эстетика. Пройдя школу русского и европейского театра, я пришел к пониманию собственного театра. Теперь я нахожусь  на этапе разворачивания театральной визуализации эпосов народов России, впоследствии – и Евразии.

Худрук Башдрамтеатра Олег Ханов упомянул, что в работе над постановкой Андрей Борисов привлек своих якутских коллег – художника Михаила Егорова и художника по костюмам Сардану Федотову:

– Редко в жизни театра происходит так, чтобы приглашенный режиссер приезжал с целой постановочной группой. Тем более, ставить эпос, который отражает философскую суть целого народа, менталитет, основы жизни. Мало кто способен взяться за интерпретацию такого громадного материала. Но, к счастью, звезды сошлись.

Автор постановки назвал свою сценическую версию эпоса кубаиром о бессмертии. По мнению Олега Ханова, это жанровое определение наиболее точно отражает суть интерпретации эпоса и особый ракурс на народное достояние народа.

– Кубаир о бессмертии – это сказание, песнопение о самом главном, о чем человечество мечтало, мечтает и будет мечтать, – подчеркнул Андрей Борисов. – Тут важно понять акценты. Эпос дает обширные возможности акцентировать те или иные темы, так что постановку можно разворачивать о чем угодно. Поскольку грядет столетие Республики Башкортостан, то я решил актуализировать звучащую в эпосе тему волшебного посоха: им может владеть только тот, кто болеет за природу, за народ, за культуру, у кого чистые помыслы.

Андрей Борисов на встрече с актерами Башдрамтеатра.

По словам Андрея Борисова, чтобы сделать эпос более выпуклым и отличить этот жанр от детской сказки, он решил «шекспиризировать» спектакль:

– В якутском «Театре Олонхо» почти все артисты за последние 15 лет приучились к тому, что эпос исполняют горловым пением. Я любого актера поставлю: он запоет – появится эпос, не запоет – появляется сказка. Сейчас в Башкирии возрождается стиль исполнения кубаиров, узун кюй, но, естественно, не все актеры Башдрамтеатра владеют исполнительским искусством эпоса – буквально несколько человек. Поэтому я решил спектакль шекспиризировать. Надеюсь, в постановке эта формула правильно прочитается, и зритель увидит шекспировскую сказку. Все мы знаем сказки Шекспира: «Сон в летнюю ночь», «Буря», «Цимбелин». Хоть это сказки взрослые, определенная сказочность в них, конечно, присутствует. Но темы, которые поднимает эпос, масштабнее и мифологичнее, чем в сказке. Как говорят: сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Эпос – не ложь, это миф, это нечто истинное, что когда-то происходило. Мечта народа всегда реальна, она ее гиперболизирует и формирует из нее масштабные образы.

Как Андрей Борисов заявлял еще на первой встрече с артистами Башдрамтеатра, спектакль сделан с применением современных технологий. В частности, специально для постановки был сделан видеоконтент, содержание которого пока не разглашается. Его сняла студия сценического дизайна «FSD UFA Шоу Технологии», которая занималась оформлением концерта «Симфоническая ночь» и фестиваля «Молочная страна» в Уфе 2015 году.

– «Урал-батыр» потрясает своей философией, мыслями, идеями. Чтобы архаичный эпос стал современным, чтобы молодежи было интересно увидеть этот спектакль, мы решили состыковать театр с новыми технологиями. Конечно, это не те новые технологии, которые есть в голливудских блокбастерах, мы сделали это, насколько возможно, и это должно дать свой эффект. Молодежь должна увидеть этот спектакль. Очень хочу – не для красного словца это говорю, – чтобы для молодых здесь прозвучал удивительно красивый башкирский язык, чтобы молодежь гордилась своей культурой, народом, который создал такое явление. Ведь заложенные в тексте ценности и идеалы гораздо быстрее доходят до молодого поколения именно через театр.

Андрей Борисов также рассказал, что впервые башкирский эпос прочитал на якутском языке.

– Когда я прочитал эпос на русском языке, у меня появилась проблема непонимания. На русском языке, скорее всего, был сделан подстрочный перевод, и образы, метафоры, звучащие на башкирском языке, просто невозможно выразить на русском. «Урал-батыр» резко отличается тем, что напоминает современную драматургию, а через весь эпос идет главный вопрос – о поисках бессмертия. Эпосы других народов вбирают множество сюжетов, ты в них начинаешь тонуть. А здесь – железная драматургия, и в этом плане «Урал-батыр» наиболее совершенен и очень интересен для театральной визуализации. При том, что он охватывает множество цивилизаций, а в финале есть ощущение рождения народа и целой культуры, это очень компактный эпос – всего 4,5 тысячи строк.

Андрей Борисов добавил, что исполнителя роли Урала – лауреата республиканской молодежной премии им. Ш.Бабича Рината Баймурзина – он предложил сразу. Его заинтересовала не только фактура, но и внутренний потенциал актера, который задумчив настолько, «будто внутри постоянно перемалывает сложные вопросы, как камни». Также режиссер-постановщик прокомментировал, почему в слове «батыр» в названии эпоса он делает непривычное для всех ударение на первый слог.

– В эпосе одно из главных выразительных средств в том, чтобы само слово сделать событием. В якутском эпосе даже простое междометие растягивается, превращаясь, таким образом, в событие. Я заметил, что «Урал» везде пишется с большой буквы, а «батыр» – с маленькой. Это неправильно. Потому что «Урал Батыр» – единый, цельный образ. Ведь батыр – это богатырь, это должность, а «Урал Батыр» – явление.

Фото: Владимир Ковальчук

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя