В российский прокат выходит  чувственная мелодрама «Без меня» – второй фильм актера Кирилла Плетнева («Поп», сериалы «Диверсант», «Десантура»), решившего попробовать себя в режиссерском кресле. Новый опыт Плетнева получился таким же противоречивым, как и его дебютная музыкальная драма «Жги!», и вызывает не меньше вопросов.

В центре фильма любовный треугольник: Дима (Риналь Мухаметов) – блондинка без тормозов Кира (Полина Максимова) – учительница музыки тихоня Ксюша (Любовь  Аксенова). Поводом для истории становится смерть Димы, который начинает писать своим возлюбленным смс после собственных похорон. Это настоящий призрак, жестокий розыгрыш или Дима все-таки жив? Ксения и Кира – в трауре, но все еще в статусе непримиримых соперниц – вынуждены объединиться, чтобы выполнить последнюю просьбу возлюбленного. Подсказки на их пути говорят, что, возможно, еще не все потеряно, а Дима существует не только по ту сторону экрана.

Интрига, которая в момент своего первоначального накала неожиданно идентична «Персональному покупателю» Оливье Ассайаса, довольно быстро теряет хватку и колорит, приобретая черты привычно-серого «мыла» на федеральном канале. Как оказалось, проблема не в сценарии Дарьи Грацевич («Купи меня», сериал «Измены»), а в неспособности режиссера – во всяком случае, пока – вырасти как автору, что уж говорить о прыжках выше головы.

В адрес Плетнева-режиссера еще в прошлом году, когда вышел «Жги!», звучали многочисленные претензии по поводу чересчур неровного повествования. В частности, непреодолимый контраст между финалом и заключительной сценой на титрах не оставлял  в фильме ничего живого. Драматургическая лаконичность и умение вовремя остановиться, которое было заметно, пожалуй, только в дебютной короткометражке Плетнева «Настя», вновь отказывают автору. В «Без меня» Плетнев перегружает сценарий необязательными деталями и чересчур крутыми амплитудами эмоций – то ли из-за отсутствия режиссерского опыта, то ли в угоду продюсеру Рубену Дишдишяну и компании «Марс Медиа», с которыми Плетнев работает уже во второй раз.

Драматичные сцены с ревущими навзрыд героинями неожиданно перетекают в легкомысленные вставки, где они уже с видимым удовольствием, как настоящие девочки-подружки в отпуске, едут к морю под «ПММЛ» Земфиры или «Такие девчонки» «Мумий Тролля». Лоск ни в чем не нуждающихся жителей столицы бросается в глаза так сильно, что он должен выполнять какую-то задачу, но оказывается в кадре просто для красоты. Все эти разношерстные штампы можно было бы простить дебютанту, застрявшему в пучине ходульного российского кино, – и даже кадр, копирующий «Достучаться до небес» (ведь на небесах только и разговоров, что о зарубежных фильмах, которые ты посмотрел). Но фильм окончательно не складывается, когда пытается закончить историю дважды, добивая еще и несуразным постскриптумом, который идет вразрез со всей историей и обнуляет немногочисленные режиссерские достижения.

kinopoisk.ru

В числе этих достижений – крепкий актерский дуэт Максимовой и Аксеновой. Ксения и Кира – персонажи максимально противоположные, от цветовых предпочтений до характеров. На их взаимном пикировании строится большая часть симпатии к фильму – в основном за счет не всегда уместного юмора. В этом контексте интересен навязчивый рефрен, вплетаемый и режиссером, и оператором Михаилом Милашиным («Лед», «Елки 3», «Елки 1914»): героини постоянно оказываются за стеклом – как правило, по разные стороны от него. Довольно элегантный способ Плетнева показать на уровне детали, что героини являются своеобразными отражениями друг друга, несмотря на всю свою непохожесть. В эту же кассу идет обмен героинь привычками, умениями, одеждой, а также некоторые эпизодические персонажи.

Год назад Плетнева критиковали за уход от естественности образов в пользу манипуляции эмоциями. В его новом фильме мужчина тоже манипулирует чувствами двух девушек, просчитывая их поведение. Плетнев, вынужденный сыграть роль второго плана в «Без меня» вместо отказавшегося Дениса Шведова, как будто сам собою приставлен к событиям в фильме, чтобы проследить за новой манипуляцией Плетнева-режиссера. То есть экран в кинотеатре исподволь входит в число оказавшихся в кадре зеркал и стекол, хотя вряд ли такой эффект задумывался.

Бюджет фильма – 75 млн руб. К началу первого уикенда проката он собрал 9 млн руб. Хорошая рекламная кампания и неплохая роспись экранов, скорее всего, даст возможность окупить фильм хотя бы наполовину. Кроме того, в России ситуация с жанровым кино по-прежнему плачевная, в том числе и с мелодрамами («Питер FM» вышел аж в 2006 году), так что и «Без меня» наверняка найдет своего непритязательного зрителя. Напомним, «Жги!» при бюджете в 45 млн руб. собрал 16 млн руб. Очевидно, что производственные бюджеты и сборы у Плетнева потихоньку растут. На февраль следующего года уже намечена премьера его нового фильма «Семь ужинов», в котором одну из главных ролей снова сыграет Полина Максимова.  Вряд ли такая скорость кинопроизводства пойдет на пользу режиссеру, уже второй раз наступающему на одни и те же грабли.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. “Жги” видел. Понравился, но все, что здесь написано- написано верно. Плетнев -увлекающаяся конечно личность, но вызывает интерес. Давно читаю кинокритику А. Королева. Всегда интересно, с необходимыми параллелями с творчеством других режиссеров. Это дает повод для “лишний раз” подумать. Читал его статьи в других изданиях. Рад, что нашел его на вашем сайте.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя