Кино в Башкирии за последние несколько лет стало, пожалуй, самой популярной точкой приложения творческих сил. Дело не столько в налаженном финансировании – заработать здесь по-прежнему невозможно, сколько в успешных попытках пройти на кинорынок и на достойном уровне заявить о самобытном кинопроцессе. Возможно, именно эти шаги – начало налаживания системной работы в отрасли, которая способна как создать привлекательный образ региона, так и привлечь инвестиции.

Региональное кино – редкость и роскошь, обычно существующая в отрыве от крупных студий, серьезных бюджетов и коммерческого мейнстрима. Если подобная продукция все же есть в регионе, то «свое, родное» публика отказывается воспринимать, резонно считая, что максимум возможностей в провинциальных обстоятельствах – сделанные на коленке кальки с известных фильмов, стилей, историй. В национальных республиках это еще и умножено на местный колорит, которым потенциальный зритель бывает сыт еще со школьных времен. Как результат – уже ставшая классикой пастернаковская история: не смотрел, но осуждаю. В Башкирии тоже так было – до недавнего времени.

Кадр из фильма «Живи, солдат, живи»

ВЫЙТИ ИЗ СУМРАКА
Взятый в 2013 году курс Молодежного центра Союза кинематографистов России на развитие регионального кино медленно приносит результаты. «Замкадное» кино не только обозначило свое присутствие, но и стало прорываться в федеральный прокат, в конкурсы российских и зарубежных фестивалей. Так, по данным исследования киносферы в регионах за 2016 – 2017 гг., итоги которого  Молодежный центр обнародовал в декабре прошлого года, Башкирия заняла четвертое место среди 83 субъектов страны. Авторы рейтинга учитывали не только собственно кинопроизводство, но и общий комплекс: регулирование, поддержку, кинообразование и пр.

Лидерами ожидаемо стали Москва и Санкт-Петербург, а замкнул тройку Татарстан. Еще в 2016 году Башкирия была на шестом месте, а спустя год смогла обогнать Иркутскую и Свердловскую области, а также Якутию. Последнее особенно примечательно, так как феномен «Сахавуда» за последние два – три года успел не только показать – в том числе и за рубежом – жизнеспособные примеры самобытного кино, но и сформировать собственную систему проката, найти лояльную публику, которая позволяет окупать затраты.

– Если сравнивать с другими регионами, в башкирском кино чувствуется своя самобытность, – говорит директор Молодежного центра Союза кинематографистов России и директор Всероссийского питчинга дебютантов Дмитрий Якунин. – Неслучайно в 2016 году, когда один из ваших ведущих режиссеров Айнур Аскаров представлял рабочий трейлер комедии «Из Уфы с любовью», мы назвали его башкирским Кустурицей. Кроме того, у ваших молодых авторов есть очень важное качество – желание оптимизировать бюджет, сэкономить. Есть неожиданные повороты в сюжетных линиях, есть креативность.

БРЕМЯ ПЕРВЫХ
Очередной виток обсуждения перспектив башкирского кино начался в 2010 году, когда с киностудией «Башкортостан» начал работать уроженец Хайбуллинского района Айнур Аскаров – тогда еще студент Петербургского института кино и телевидения. Внезапно заявил о себе его дебют – художественный короткометражный фильм «Енмеш» о маленьком деревенском любителе кино. Полсотни фестивалей по всему миру и два десятка призов из России и Европы доказали – в первую очередь, местным авторам и зрителям – жизнеспособность башкирского кинопродукта. В 2014 году, после двух фильмов «Мы не рабы» и «Горький мед», Айнур участвовал в конкурсе грантов главы Башкирии и получил 5 млн руб. на съемки короткометражки «Пусть ветер унесет мои слова».

Кадр из фильма «Горький мед»

–  Даже имея лишь одну идею, сегодня можно дойти до премьеры своего фильма через участие во всевозможных конкурсах, например, питчингах дебютантов, – говорит он. – Когда начинал я, таких возможностей не было. Я отправлял свои сценарии на суд худсоветов киностудий. Башкирская студия заинтересовалась моим сценарием, нам выделили оборудование и 300 тыс. руб. бюджета. Мы сняли достойное кино и завоевали доверие, которое затем пришлось поддерживать «коротышками», зачастую снятыми за свой счет или на альтруизме команды. Средств никогда не хватало. За одним исключением – «Пусть ветер унесет мои слова» был снят без финансового голода. Все остальные работы были сделаны «впроголодь»: на уровне, когда ты делаешь кино как любитель и нанимаешь не того, кто умеет, а кто дешевле или готов работать бесплатно: родственников, родителей, друзей. Так что гранты мне давались за реально проделанную работу, за то, что я всегда делаю продукт, чья себестоимость гораздо выше, чем размер финансирования. В этом весь секрет.

Полнометражная комедия Аскарова «Из Уфы с любовью», вышедшая в прокат по республике 13 апреля 2017 года, также создавалась на грант главы (4,5 млн руб.). Фильм предполагался для локального проката, но по счастливой случайности смог выйти за запланированные границы. В частности, благодаря отзыву режиссера Михаила Сегала («Рассказы», «Кино про Алексеева»), который приезжал в Уфу в рамках работы приемной комиссии школы Никиты Михалкова, фильм попал во внеконкурсную программу на 39-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ).

Отборщики ММКФ назвали уфимскую комедию, попавшую в фестивальную программу вместе с фильмами «Время первых» Дмитрия Киселева и «Большой» Валерия Тодоровского, близкой по духу к ромкому «Питер-FM» Оксаны Бычковой.

– В последние годы мы представляем на ММКФ фильмы из регионального кино, — говорит киновед, художественный руководитель «Российских программ» ММКФ Ирина Павлова. – Мы уже привыкли, что кино – это Москва и Питер. Нет, это и Якутия, и Казань, и сейчас появилось новое кино – из Уфы. Мне очень приятно, что в Уфе снят фильм обаятельный, который приятно смотреть. Очень мало сегодня такого кино, которое заставляет смеяться, которое позволяет себе быть трогательным.

Предпремьерный показ комедии на казанском форуме «Время кино» снискал положительные отзывы Свердловской киностудии, которая позднее решила выступить дистрибьютором фильма и в августе 2017 года после корректирующих правок выпустила его в ограниченный федеральный прокат.Показы состоялись в 60 кинотеатрах страны в течение 1 – 2 недель. В прокате фактически не участвовали федеральные сети, за исключением «Каро» (30 кинотеатров в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Сургуте и др.). В уфимских кинотеатрах «Родина» и «Ultracinema» картину транслировали около полугода.

В результате проката ромком с национальной каймой сумел окупиться: фактическая стоимость фильма составила 5,2 млн руб., сборы – 5,29 млн. Кроме того, по данным Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), за месяц локальных показов в апреле прошлого года фильм возглавил всероссийский рейтинг по наработке на копию (276% от средней наработки на сеанс), оставив позади «Форсаж 8». Хочется подчеркнуть, что при отсутствии бюджета на маркетинговую кампанию Аскарову все же удавалось поддерживать интерес публики к фильму. В ход шло все подряд: от расклейки рекламных флаеров до постов на своей странице в соцсетях, конкурсов, творческих встреч и совместных просмотров.

В феврале текущего года Айнур Аскаров стал лауреатом федеральной премии «Блокбастер» в номинации «Самый кассовый фильм ограниченного проката», причем впервые победителем в этой номинации стал не зарубежный фильм, а российский. По мнению представителей Свердловской киностудии, на зрительский успех картины повлияли два фактора.Во-первых, зритель давно ждал такого хорошего и веселого кино, а во-вторых, фильм сделан на уровне – от актерской игры и операторской работы до режиссуры и самой истории.

ИДЕИ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ЭЛЕГАНТНЫЕ «ШОРТЫ»
Система грантов главы работает в республике с 2014 года, но получить такое финансирование местному таланту непросто. Очевидно, что новички, которые никак себя не зарекомендовали в рамках республиканских проектов, привлекут внимание жюри в последнюю очередь. Также стоит учитывать, что на гранты могут претендовать творческие коллективы самых разных направлений, а национальных праздников и дат каждый год случается немало. На этой почве систему распределения грантов не раз обвиняли в предвзятости. В частности, с 2017 года тянется скандал с боксером Хабиром Сулеймановым. После того как его кинопроекту «Нелегал» отказали на первом этапе конкурса без объяснения причин, он обвинил ведомство в нечестном определении результатов. Проверки регионального Управления Федеральной антимонопольной службы в конечном счете заставили заново провести конкурс, но «Нелегал» так ничего и не получил. Поскольку подобное удовольствие отнимает много времени и сил, молодежь пытается идти в обход системы и поэтому занимается в основном созданием низкобюджетных короткометражек.

Появление новых фильмов, снятых в республике за последнее время, дает почувствовать кинематографический скачок. На данном этапе развития ключевой показатель интереса авторов к местному кинопроизводству – растущее количество и качество короткометражек. Так называемые «шорты» – далеко не самый зрительский и коммерчески выгодный формат: на широкие экраны он добирается только в формате фестивальных или специальных показов. Но это, безусловно, самый доступный способ обнаружить новые таланты: начинающему режиссеру сложно построить структуру полнометражной картины, что уж говорить про ресурсы.

В 2015 году в Уфе открыли республиканское отделение Молодежного центра Союза кинематографистов. Именно с ним в Башкирии начинают работу локальные питчинги (от англ. pitch – выставлять на продажу) – презентации кинопроектов с целью поиска инвесторов и технических ресурсов для съемок. Уже три года подряд в республике на конкурсной основе вручаются сертификаты на 20 тыс., 30 тыс. и 50 тыс. руб. на аренду оборудования киностудии «Башкортостан», а также спецнаграды, которые позволяют бесплатно пройти те или иные этапы создания фильма. Этого далеко не всегда хватает на полноценные съемки, но служит серьезным подспорьем в работе новичкам. К слову, в числе призеров башкирских питчингов авторы, специально приезжающие с заявками из соседних регионов.

Кадр из фильма «Из Уфы с любовью»

В конце 2017 года очередной башкирский питчинг принес, как минимум, одну яркую заявку – проект сценариста Полины Смыковской (актриса фильмов «Кредит», «Из Уфы с любовью») и режиссера-постановщика Тимура Ганеева (оператор «Из Уфы с любовью», «Дикарь», «Енмеш» и др.) под рабочим названием «Эгегей». Хулиганистая короткометражка рассказывает об актере, который на пути к успеху отказывает в близости влиятельному режиссеру-гомосексуалисту, после чего вынужден подрабатывать ростовой куклой.

Кадр из фильма «Енмеш»
Кадр из фильма «Енмеш»

По мнению директора Молодежного центра СК России и директора Всероссийского питчинга дебютантов Дмитрия Якунина, «Эгегей» – «интересный и свежий комедийный проект, провокационный и злободневный, что очень важно для молодежного короткометражного кино, и это должно обеспечить ему успех на фестивалях».

Судя по заявке, при удачных фестивальных показах юмористический и сатирический потенциал позволит развернуть историю в полнометражный фильм. Подобный опыт в России срабатывает хоть и нечасто, но вполне реализуем. Свежий пример – фильм московского актера и режиссера Кирилла Васильева «Ну, здравствуй, Оксана Соколова!». Комедия, также выросшая из короткометражки, при всех своих плюсах и минусах почти окупилась – сборы составили 79,2 млн руб. при бюджете в 80 млн руб.

Полина Смыковская и Тимур Ганеев (в центре) на III башкирском питчинге

С МИРУ ПО НИТКЕ
В начале марта 2018 года фестиваль «Молодое кино Башкортостана» показал сборник свежих короткометражек, представив публике перспективных башкирских режиссеров.

В их числе «Мой лечащий враг» (режиссер Фарзана Утарбаева) – мелодрама о потерявшем память пациенте. Интригующий финал короткометражки отлично демонстрирует потенциал рассказчика. Главным спонсором фильма выступил холдинг «Медстандарт», в котором и разворачиваются события. Справедливости ради стоит добавить, что продакт плейсмент достаточно ненавязчив, а сотрудники больницы порой выглядят интереснее иных башкирских актеров.

Кадр из фильма «Мой лечащий враг»

Фильм «Кофе и знакомство» (режиссер Ильназ Мустафин) хоть и сделан на коленке, но подкупает увлекательным и емким сюжетом. Кроме того, Ильназу удаются как подбор харизматичных персонажей, так и их подача, подкупающая зрителя за несколько секунд. «Гость» креативного продюсера студии «Муха» Руслана Тавабилова – атмосферный, но затянутый хоррор. Учитывая набирающий обороты восторг от специфических российских ужастиков и невероятный успех «Невесты» Святослава Подгаевского, авторы могли бы составить конкуренцию федеральным попыткам увлекательно испугать зрителя.

Заслуживает внимания документальный фильм «Живи, солдат, живи» – дипломная работа Кирстен Гайнет для Санкт-Петербургского государственного института культуры. По словам автора, съемки истории об уроженце Башкирии, участвовавшем в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, велись на ее собственные средства – бюджет был, что называется, студенческий. За три года фильм вошел в программы почти 20 кинофестивалей в России, Америке, Китае, Турции, Португалии, Македонии и собрал внушительный ряд наград. Сейчас такой же головокружительный путь проходит ее новая работа «Театр семи девушек» об истории Салаватского башкирского драмтеатра в годы Великой Отечественной войны.

Основная часть этих короткометражек снята на собственные средства. Руководитель Молодежного центра СК РБ Гульфия Шарипова считает, что у молодых талантов в республике есть два варианта, которые позволяют им войти в полноценный кинопроцесс.

– Можно пойти путем Фарзаны Утарабаевой: придумать хорошую историю, грамотно отредактировать, на питчинге найти ресурсы и техническое сопровождение, снять ее на профессиональном уровне, не имея соответствующего образования (Фарзана – выпускница сценарных курсов киношколы им. Макгаффина в Уфе. – прим. ред.), – говорит собеседница. – Не считая сертификатов, полученных на башкирском питчинге, бюджет ее первого фильма «Дикарь» составил 500 тыс. руб. живых денег. Киностудия «Башкортостан», совместно с которой был запущен этот фильм, предоставила только 150 тыс. Остальную сумму она искала самостоятельно, с трудом собирая с миру по нитке у спонсоров, занимала у родителей. В результате «Дикарь» получился, и это очень хорошая визитная карточка, которая позволила ей снять второй фильм. Холдинг «Медстандарт» увидел качественную работу и дал ей полмиллиона на съемки «Моего лечащего врага», который она сделала всего за месяц. Второй вариант продемонстрировал Ильназ Мустафин. «Кофе и знакомство» – талантливая работа, при этом это камера, которую можно взять у кого-то из знакомых, и простенький звук. Это небольшие деньги, но очень интересный результат.

ДОРОГА НА БОЛЬШОЙ ЭКРАН
Говоря о федеральных конкурсах и питчингах, стоит добавить, что доступ к ним открыт, но, скорее, для тех, кто умеет грамотно оформлять заявки и имеет опыт работы в кинопроцессе. Яркий пример – выпускница сценарной мастерской киношколы им. Макгаффина Лилия Янтилина. Крупные кинокомпании ее заметили после победы ее проекта «7 ответов» в Международном сценарном конкурсе кинокомпании AMEDIA в категории «Телесериалы», а также после выхода в финал конкурса сценаристов проекта Disney «Счастье – это…».

Кроме того, есть примеры того, как молодые таланты, обойдя башкирскую специфику, нацелились на федеральный уровень и, что называется, «выстрелили». В частности, Роман Каримов, который в конце «нулевых» начинал с противоречивых короткометражных опытов на студии «Муха», прошел немалый путь в пять с половиной полнометражных фильмов, включая комедийную мелодраму «Неадекватные люди» 2011 года, и в 2017 году показал крепкую и успешную комедию «Гуляй, Вася!» (сборы 267 млн руб. при бюджете в 40 млн). На текущий год запланирована премьера комедии «Днюха», продюсером которой выступают Тимур Бекмамбетов и компания «Bazelevs».

Вадим Валиуллин, ученик киношколы Булата Юсупова, получив приз на башкирском питчинге, снял короткометражку «Кредит», которая победила в конкурсе короткометражек «Кинотавра» в 2016 году. Эта победа открыла Вадиму дорогу в Москву, где сейчас он работает над новыми фильмами, а также позволила завершить полнометражный слэшер (поджанр фильма ужасов. – прим. ред.) «Мертвым повезло», также попавший в основной конкурс «Кинотавра», и даже пустить его в ограниченный прокат. И хотя фильм при затратах около 700 тыс. руб., принес авторам, по данным ЕАИС, всего 60 тыс., сам факт завершения этого проекта и попадания его на фестиваль наряду со стомиллионными картинами достоин уважения.

По словам Михаила Кукушкина, продюсера уфимских дебютов «Неадекватные люди» Романа Каримова и «Мертвым повезло» Вадима Валиуллина, именно таких молодых авторов с перспективными «шортами» ищут представители ТНТ, ТВ3 и других крупных каналов на фестивалях, в том числе на главном отечественном кинофестивале «Кинотавр». Причем они готовы предложить сотрудничество вне зависимости от решения жюри.

Кадр из фильма «Мертвым повезло»

Безуспешные попытки Вадима Валиуллина найти ресурсы для съемок «Мертвым повезло» ярко продемонстрировали, что башкирские киностудии пока еще не готовы к работе с радикальными жанрами и придерживаются более-менее традиционных форм. Очевидно, авторы видят в постоянно педалируемой национальной эстетике ключ к местному источнику финансирования, а без такового зачастую не имеют средств для кинопроизводства.

При этом определенные сдвиги в расширении форматных границ все-таки происходят. В частности, сейчас проходят съемки криминального сериала «И это все Роберт» Андрея Линича, над которым совместно работают команды телеканала UTV, компании «Уфанет» и киностудии Рияза Исхакова «Р.И. Продакшн». Если недавний опыт киностудии «Башкортостан» – ситком «Домочадцы» Романа Пожидаева – изначально был локальным продуктом, то «Роберт» имеет неплохие шансы стать федеральным продуктом без чрезмерной привязки к национальной культуре.

Тем временем уже запланированы гранты на текущий год. В частности, киностудия «Башкортостан» предложила Айнуру Аскарову занять режиссерское кресло в новом проекте – экранизации повести «Таганок» Мустая Карима к столетнему юбилею писателя. Проект получил грант главы республики в размере 9 млн руб. Стоит отметить, что в конце года режиссер планировал начать съемки своего нового фильма «Буран», основанного на реальных событиях, когда зимой 2016 года в Хайбуллинском районе Башкирии сразу несколько населенных пунктов оказались отрезаны из-за сильных снежных бурь.

– Киностудия предложила «Таганок» в связи с тем, что от субсидии на «Буран» я отказался – не вписываюсь с этим проектом в отчетные сроки и требования. «Таганок» – интересный проект, но опять же финансирование его недостаточно для создания полнометражного детского исторического фильма. В Москве коллеги советуют отказаться, но мы не из таких – ищем дополнительное финансирование, у нас собралась отличная команда. И я уверен, что зрителей ждет симпатичный детский фильм. Но говорить о широком прокате с таким финансированием не получится, – подчеркнул Айнур.

В результате сегодня в Башкирии формируется интересная ситуация. При отсутствии прямого финансирования начинающих авторов, которые зачастую не имеют высшего профильного образования, количество и качество дебютов растет. Победы на федеральных конкурсах вдохновляют и внушают надежду, что у таланта есть реальный шанс пробиться, а начинать нужно здесь и сейчас. Кинопроцесс в республике ожил и двигается – где-то вопреки, где-то благодаря, но интенсивнее, чем в большей части страны. И что важно – с любовью к зрителю. И надеется, что это взаимно.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя