Кино в Башкирии за последние несколько лет стало, пожалуй, самой популярной точкой приложения творческих сил. Дело не столько в налаженном финансировании – заработать здесь по-прежнему невозможно, сколько в успешных попытках пройти на кинорынок и на достойном уровне заявить о самобытном кинопроцессе. Возможно, именно эти шаги – начало налаживания системной работы в отрасли, которая способна как создать привлекательный образ региона, так и привлечь инвестиции.

Региональное кино – редкость и роскошь, обычно существующая в отрыве от крупных студий, серьезных бюджетов и коммерческого мейнстрима. Если подобная продукция все же есть в регионе, то «свое, родное» публика отказывается воспринимать, резонно считая, что максимум возможностей в провинциальных обстоятельствах – сделанные на коленке кальки с известных фильмов, стилей, историй. В национальных республиках это еще и умножено на местный колорит, которым потенциальный зритель бывает сыт еще со школьных времен. Как результат – уже ставшая классикой пастернаковская история: не смотрел, но осуждаю. В Башкирии тоже так было – до недавнего времени.

Кадр из фильма «Живи, солдат, живи»

ВЫЙТИ ИЗ СУМРАКА
Взятый в 2013 году курс Молодежного центра Союза кинематографистов России на развитие регионального кино медленно приносит результаты. «Замкадное» кино не только обозначило свое присутствие, но и стало прорываться в федеральный прокат, в конкурсы российских и зарубежных фестивалей. Так, по данным исследования киносферы в регионах за 2016 – 2017 гг., итоги которого  Молодежный центр обнародовал в декабре прошлого года, Башкирия заняла четвертое место среди 83 субъектов страны. Авторы рейтинга учитывали не только собственно кинопроизводство, но и общий комплекс: регулирование, поддержку, кинообразование и пр.

Лидерами ожидаемо стали Москва и Санкт-Петербург, а замкнул тройку Татарстан. Еще в 2016 году Башкирия была на шестом месте, а спустя год смогла обогнать Иркутскую и Свердловскую области, а также Якутию. Последнее особенно примечательно, так как феномен «Сахавуда» за последние два – три года успел не только показать – в том числе и за рубежом – жизнеспособные примеры самобытного кино, но и сформировать собственную систему проката, найти лояльную публику, которая позволяет окупать затраты.

– Если сравнивать с другими регионами, в башкирском кино чувствуется своя самобытность, – говорит директор Молодежного центра Союза кинематографистов России и директор Всероссийского питчинга дебютантов Дмитрий Якунин. – Неслучайно в 2016 году, когда один из ваших ведущих режиссеров Айнур Аскаров представлял рабочий трейлер комедии «Из Уфы с любовью», мы назвали его башкирским Кустурицей. Кроме того, у ваших молодых авторов есть очень важное качество – желание оптимизировать бюджет, сэкономить. Есть неожиданные повороты в сюжетных линиях, есть креативность.

БРЕМЯ ПЕРВЫХ
Очередной виток обсуждения перспектив башкирского кино начался в 2010 году, когда с киностудией «Башкортостан» начал работать уроженец Хайбуллинского района Айнур Аскаров – тогда еще студент Петербургского института кино и телевидения. Внезапно заявил о себе его дебют – художественный короткометражный фильм «Енмеш» о маленьком деревенском любителе кино. Полсотни фестивалей по всему миру и два десятка призов из России и Европы доказали – в первую очередь, местным авторам и зрителям – жизнеспособность башкирского кинопродукта. В 2014 году, после двух фильмов «Мы не рабы» и «Горький мед», Айнур участвовал в конкурсе грантов главы Башкирии и получил 5 млн руб. на съемки короткометражки «Пусть ветер унесет мои слова».

Кадр из фильма «Горький мед»

–  Даже имея лишь одну идею, сегодня можно дойти до премьеры своего фильма через участие во всевозможных конкурсах, например, питчингах дебютантов, – говорит он. – Когда начинал я, таких возможностей не было. Я отправлял свои сценарии на суд худсоветов киностудий. Башкирская студия заинтересовалась моим сценарием, нам выделили оборудование и 300 тыс. руб. бюджета. Мы сняли достойное кино и завоевали доверие, которое затем пришлось поддерживать «коротышками», зачастую снятыми за свой счет или на альтруизме команды. Средств никогда не хватало. За одним исключением – «Пусть ветер унесет мои слова» был снят без финансового голода. Все остальные работы были сделаны «впроголодь»: на уровне, когда ты делаешь кино как любитель и нанимаешь не того, кто умеет, а кто дешевле или готов работать бесплатно: родственников, родителей, друзей. Так что гранты мне давались за реально проделанную работу, за то, что я всегда делаю продукт, чья себестоимость гораздо выше, чем размер финансирования. В этом весь секрет.

Полнометражная комедия Аскарова «Из Уфы с любовью», вышедшая в прокат по республике 13 апреля 2017 года, также создавалась на грант главы (4,5 млн руб.). Фильм предполагался для локального проката, но по счастливой случайности смог выйти за запланированные границы. В частности, благодаря отзыву режиссера Михаила Сегала («Рассказы», «Кино про Алексеева»), который приезжал в Уфу в рамках работы приемной комиссии школы Никиты Михалкова, фильм попал во внеконкурсную программу на 39-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ).

Отборщики ММКФ назвали уфимскую комедию, попавшую в фестивальную программу вместе с фильмами «Время первых» Дмитрия Киселева и «Большой» Валерия Тодоровского, близкой по духу к ромкому «Питер-FM» Оксаны Бычковой.

– В последние годы мы представляем на ММКФ фильмы из регионального кино, — говорит киновед, художественный руководитель «Российских программ» ММКФ Ирина Павлова. – Мы уже привыкли, что кино – это Москва и Питер. Нет, это и Якутия, и Казань, и сейчас появилось новое кино – из Уфы. Мне очень приятно, что в Уфе снят фильм обаятельный, который приятно смотреть. Очень мало сегодня такого кино, которое заставляет смеяться, которое позволяет себе быть трогательным.

Предпремьерный показ комедии на казанском форуме «Время кино» снискал положительные отзывы Свердловской киностудии, которая позднее решила выступить дистрибьютором фильма и в августе 2017 года после корректирующих правок выпустила его в ограниченный федеральный прокат.Показы состоялись в 60 кинотеатрах страны в течение 1 – 2 недель. В прокате фактически не участвовали федеральные сети, за исключением «Каро» (30 кинотеатров в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Сургуте и др.). В уфимских кинотеатрах «Родина» и «Ultracinema» картину транслировали около полугода.

В результате проката ромком с национальной каймой сумел окупиться: фактическая стоимость фильма составила 5,2 млн руб., сборы – 5,29 млн. Кроме того, по данным Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), за месяц локальных показов в апреле прошлого года фильм возглавил всероссийский рейтинг по наработке на копию (276% от средней наработки на сеанс), оставив позади «Форсаж 8». Хочется подчеркнуть, что при отсутствии бюджета на маркетинговую кампанию Аскарову все же удавалось поддерживать интерес публики к фильму. В ход шло все подряд: от расклейки рекламных флаеров до постов на своей странице в соцсетях, конкурсов, творческих встреч и совместных просмотров.

В феврале текущего года Айнур Аскаров стал лауреатом федеральной премии «Блокбастер» в номинации «Самый кассовый фильм ограниченного проката», причем впервые победителем в этой номинации стал не зарубежный фильм, а российский. По мнению представителей Свердловской киностудии, на зрительский успех картины повлияли два фактора.Во-первых, зритель давно ждал такого хорошего и веселого кино, а во-вторых, фильм сделан на уровне – от актерской игры и операторской работы до режиссуры и самой истории.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя