В российский прокат вышла драма Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Человек, который удивил всех» с Евгением Цыгановым в одной из главных ролей. Легкий флер ЛГБТ, обещанный рекламным трейлером, оказывается лишь внешним элементом, за которым скрывается не столько частная история, сколько размышление о границах допустимого в современном мире и постсоветской России, в частности.

Егор (Евгений Цыганов) работает егерем в сибирских лесах, он – опора семьи и далеко не последняя фигура в поселке. Сын им восхищается, а заодно и все его одноклассники.Любимая жена Наталья (Наталья Кудряшова) готовится родить от него второго ребенка. Неожиданно Егор узнает, что болен – рак уже в терминальной стадии, жить осталось от силы пару месяцев. Наталья начинает бегать по врачам, заодно забредая к местной алкоголичке-шаманке. Та помочь тоже не в состоянии, но случайно рассказывает притчу об умирающем селезне, который извалялся в грязи так, что Смерть не смогла его отыскать среди серых уток. Егор решается поиграть в прятки со Смертью, и… переодевается в женскую одежду, делает макияж и отказывается вести себя, как раньше.

Абсурдное допущение в реалистической истории производит демонический эффект. Привычная фабула горьких отечественных трагедий об умирании в глубинке вдребезги разбивается, а с персонажей стремительно слетают привычные доспехи добрых соседей и хороших друзей.У оператора Марта Таниэля в послужном списке есть «Ноябрь» Райнера Сарнета об эстонском селе, где бок о бок с реальным миром жили ведьмы, оборотни и прочая нечисть. В некотором смысле в фильме Меркуловой и Чупова Март тоже пытается нащупать незримую границу – в данном случае между жизнью и смертью, силой и слабостью. Он пристально вглядывается в лица персонажей, чередуя порой предельно крупные планы с кадрами, где человек – не более чем природный элемент.

Формально агрессия как людей, так и окружающего пространства считывается даже на визуальном уровне: егерская куртка хаки легко сливается с местностью, в отличие от коротенького красного платьица, которое надевает герой Цыганова. Женская одежда, губная помада и вообще вся эта мимикрия– не желание спровоцировать зрителя, а смелое авторское решение, которое делает акцент на болезненной беззащитности героя. Егерь Егор Коршунов, чье имя неслучайно сливается с профессией, а фамилия говорит сама за себя, меняет не столько внешность, сколько поведение. В суровой сибирской глуши есть только два варианта существования: ты либо хищник, либо жертва. Егор, который в начале фильма побеждает двух вооруженных браконьеров, – настоящий мужик. Чтобы слиться с травоядными и избежать встречи со Смертью, он должен вести себя, «как баба».И он делает это, причем буквально, вплоть до невозможности защититься или ударить в ответ. Хищник, проявивший слабость, немедленно подвергается атаке своих бывших коллег.

«Человек, который удивил всех» отчасти близок к главному фильму о непрекращающихся 90-х –«Брату» Балабанова, но не только тем, что в обоих фильмах играет Юрий Кузнецов, а еще и своими размышлениями о силе. В чем сила, а в чем правда – никто в сибирском поселке тоже по-настоящему не знает. Скупое музыкальное сопровождение, по большей части составленное из  сельских дискотек, погружает действие фильма в дырявое безвременье, которое страна переживает последние 30 лет. Это тоже неслучайно. Сюжет о егере, который пытается перехитрить время, в какой-то момент вырывается за пределы частной истории и оказывается в удивительно современных реалиях, где бряцанье оружием так и не перестало быть важной деталью международной политики. Необходимость поддерживать амплуа плотоядного хищника, очевидно, ведет к раковым опухолям и неминуемой смерти, признание собственной слабости – к кровопролитию. Снег в финале фильма не дает решения, в котором выиграли бы все, но как будто примиряюще вторит Бродскому: «Поскорей бы, что ли, пришла зима и занесла все это – города, человеков, но для начала зелень…».

Наталья Меркулова и Алексей Чупов уже отчасти исследовали тему допустимых границ в своем дебютном фильме «Интимные места» (2013), но «Человек, который удивил всех» – это, безусловно, прорыв. И прорыв неожиданный, учитывая, что авторы сейчас известны больше как сценаристы недавней трилогии о Гоголе с Александром Петровым. К слову, фильм попал в программу Венецианского кинофестиваля «Горизонты» и даже взял приз. Несмотря на Евгения Цыганова, сыгравшего в фильме чуть ли не лучшую свою роль практически без реплик, награду за лучшую женскую роль справедливо вручили актрисе Наталье Кудряшовой.

kinopoisk.ru

«Человек, который удивил всех» перед первым уикендом едва собрал 1 млн руб. Едва ли производственный бюджет – 60 млн руб. – окупится: традиционно маленький прокат предлагает уфимцам, например, один сеанс в день. Но в данном случае больная мозоль российского авторского кино ноет не так уж сильно. Фильм Меркулова и Чуповой стоит гораздо больше, как минимум, потому, что продолжает успешно представлять Россию на международных кинофестивалях. В частности, накануне отечественного проката прогремел на международном кинофестивале в Пиньяо (Китай), взяв награду «Крадущийся тигр». Так в чем же сила, брат?

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя