До дна: почему не получилась «Днюха!» Романа Каримова

днюха

23 августа в российский прокат вышла комедия Романа Каримова про молодецкий угар и силу соцсетей. Разбираемся, почему фильм, скорее всего, разочарует фанатов уфимского режиссера.

ВСЕ БУДЕТ ХОРРОРШО

Романтическая комедия «Неадекватные люди» до сих пор остается самым известным фильмом Романа Каримова. Написанный за несколько недель сценарий долго шел к своей реализации, но в итоге выстрелил так громко, что многие до сих пор ждут продолжения истории. В дебютном фильме Каримов показал свои любимые формулы: интересные диалоги, умение грамотно работать с сюжетом и молодежь, которая весело пререкается и с переменным успехом ищет свое счастье. Все вместе оказалось настолько привлекательным, что фильм за $100 тыс. окупился шесть раз.

Увлечение триллерами привело молодого режиссера к коллажу из трэш-историй «Вдребезги» (бюджет и сборы примерно равны – около 13 млн руб.) и криминальному замесу в стиле Гая Ричи «Все и сразу» ($3,4 млн при бюджете в $750 тыс.). Это было неожиданно, в определенных моментах неудачно, но в целом довольно любопытно на фоне отечественного мейнстрима.

«Стартап» стал самым дорогим и самым провальным фильмом в карьере Каримова. Сценарий об истории успеха компании, отчаянно напоминающую «Яндекс», на момент съемок не был полностью готов, и продюсеры вносили изменения прямо с колес, а позже решили взять под контроль и монтаж. В итоге Каримов снял свое имя с титров, после заявив, что «отказался от участия в картине еще задолго до начала съемок … и снимал так, чтобы меня как можно скорее уволили». Сначала режиссером был объявлен исполнитель главной роли Евгений Ткачук, в конечном счете под фильмом подписался абстрактный «молодой режиссер, взявший псевдоним» – Игорь Сколков. Позднее открестился от фильма и «Яндекс».

Комедия «Гуляй, Вася!» оказалась лучшей работой Каримова в жанре и крепко зарекомендовала Романа как одного из самых перспективных комедийных режиссеров. Удачный кастинг снова совпал с отсутствием громких имен. Прежние длинноты и милые топтания на месте исчезли, уступив место сюжетному развитию и динамике. Диалоги стали крепче, юмор – изобретательнее, а категория смешного приобрела хлесткий сатирический мотив, который вплетался как в сюжетную линию, так и в характеры персонажей. Пока это все еще самый кассовый фильм Каримова: он собрал 267 млн руб. при затратах в 40 млн.

Позже давний интерес Каримова к леденящим фильмам воплотился в «Черной воде». Здесь проявилась суперспособность режиссера играть жанрами – хоррор, драма и детектив органично уживались в разных эпизодах страшилки. При этом «Черная вода» едва не повторила падение «Стартапа». Незадолго до премьеры Каримов заявил, что фильм его не устраивает, он жалеет, что согласился работать над этим проектом, и вообще это не хоррор, а «вязкий артхаус».

ТЯЖКОЕ КОМЕДИЙНОЕ ПОХМЕЛЬЕ

«Днюха!» раскладывается на несколько слагаемых. Во-первых, это серия комедий «Мальчишник»: у Каримова главный герой также просыпается черт знает где после жуткого алкомарафона и пытается выяснить, что произошло накануне. Во-вторых, это продюсер фильма Тимур Бекмамбетов, отчасти ставший первопроходцем в жанре десктоп-фильмов. Такое кино оставляет на экране лишь мониторы компьютеров, где герои общаются через мессенджеры, делают видеозвонки, смотрят записи и т.д. Бекмамбетов успешно опробовал этот формат в качестве продюсера триллера Левана Габриадзе «Убрать из друзей», а сейчас готовит к прокату уже собственный режиссерский проект – нашумевший на Берлинале «Профиль» про вербовку террористами людей через интернет. Все остальные компоненты были видны еще по трейлеру – это юношеский угар и танец молодости.

Любопытно, что фильм анонсировали еще год назад – в сентябре 2017 года, но даты премьер несколько раз сдвигали. Было ли это результатом поиска удачного места в прокатной сетке или попытка доделать необходимый минимум – неизвестно, но очевидно, что «Днюха!» – в большей степени очередной продюсерский проект Бекмамбетова, чем новый фильм Каримова. На данный момент фильм собрал 7 млн руб., сборы уик-энда оцениваются в 38 млн руб., что значительно меньше маркетинговых ожиданий. Но не в деньгах дело.

Идея фильма возникла у сценариста Павла Воронина – бывшего КВНщика (скетч-шоу «6 кадров» и «Даешь молодежь!», фильм «Что творят мужчины»). Чуть позднее к проекту подключился Роман Каримов.

– У присланного сценария был огромный потенциал, нужно было лишь подправить диалоги, – приводит слова Каримова The Hollywood Reporter. – История действительно очень интересная, смешная, я с удовольствием подключился к проекту. Тут же объявили в соцсетях народный кастинг с целью взять не примелькавшихся актеров.

И практически сразу на горизонте появился Тимур Бекмамбетов.

Актеры в фильме действительно малоизвестные – в основном это герои сериалов, как правило, не самого первого плана. Тем не менее в кадре они выглядят достаточно органично. Но, к сожалению, от самого Каримова в «Днюхе!» осталось гораздо меньше, чем могло бы быть. Хулиганистость, которая рванула на всю катушку в «Гуляй, Вася!», и искрящийся юмор «Неадекватных людей» уступают место техническому формату, который становится основным сюжетным двигателем. Поначалу почти детективная история быстро превращается в простенькую комедию положений с легко угадываемыми реакциями, развитием сюжета и очевидным финалом. Герои, которых было бы интересно разглядывать в «длину», по мере затянутого повествования оказываются масками с одной-единственной функцией. К примеру, потенциальный тесть – это грозный силовик, которому не принято отказывать, мама главного героя – недалекая женщина, которая постоянно говорит лишнее, лучший друг – балбес, который готов тайком подлить дружбану алкоголь в колу, но потом обязательно придет на помощь.

Границы монитора сильно ограничивают режиссерскую удаль: Каримов будто бы и готов организовать историю иначе – больше, ярче и необычнее, но все эти попытки остаются где-то за кадром, вынося к зрителю лишь череду нетрезвых приколов в стиле Жоры Крыжовникова да прямолинейное похмельное раскаяние. Вместо сюжетных зигзагов на экране оказываются лишь броские элементы – то охапка секс-игрушек, то нарисованные на лицах алконавтов половые органы, то поцелуй двух девушек. Умение писать остроумные диалоги, интерес к абсурдному юмору и способность начинять несложный сюжет дополнительными смыслами всегда были сильными сторонами Каримова, но в данном случае они остаются на полке. В этом смысле именно экран – форма рассказа – становится главным героем фильма, а не сама история. При этом намек на то, что записанная на телефоны история рассказывает, как это все бывает на самом деле, выглядит лощеной профанацией. Даже укол реальности в виде потенциального разрыва с девушкой выглядит как укус комарика.

Каримов, чьи взгляды не раз расходились с продюсерскими, решил участвовать в проекте до самого конца. Как говорится, горько – даже учитывая, что удалось посотрудничать с Тимуром Бекмамбетовым. Вспоминаются слова Алексея Германа:

– Существует странная «шагреневая кожа» в жизни художника. Такая ловушка для самого себя. Дай, думает, сниму сейчас как-нибудь, для денег, для упрочения положения, а потом уж буду снимать по-настоящему. Я наблюдал это уже несколько раз. «Как-нибудь» – значит, режиссер в своем мозгу спрямляет сложные человеческие отношения. Так он года два «поспрямляет», а потом уж, смотришь, не может делать ничего другого – в мозгу образовались устойчивые связи стереотипа.

Остается надеяться, что «Неадекватные люди 2», над которыми сейчас колдует Роман, не станут еще одним фильмом с «сильным продюсерским коллективом».

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя