В Уфе проходит XVI Международный фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера», в рамках которого запланировано немало ярких событий. Фестиваль открылся громкой премьерой – оперой «Фауст» Шарля Гуно.

Знаменитый русский бас Федор Шаляпин впервые исполнил партию Мефистофеля в 1901 году в Милане, после чего опера «Фауст» обрела широкую популярность. Продолжительность классического спектакля – около пяти часов, постановка лауреата «Золотой маски» Георгия Исаакяна составила три часа с антрактом. Язык – французский, субтитры – русские, конфликт – универсальный и безвременный. В первом составе оперы в роли Мефистофеля выступил Аскар Абдразаков, и вполне понятно, почему премьера прошла при полном аншлаге.

Режиссер оперы Георгий Исаакян (Москва), который ставит спектакли в БГТОиБ уже в пятый раз.

– Как и во всяком великом произведении, в «Фаусте» огромное количество слоев, – подчеркнул режиссер постановки Георгий Исаакян. – Одна из важнейших тем в спектакле – это одиночество. Треугольник Фауст – Мефистофель – Маргарита – это поиск собеседника, поиск родной души. Другая важная тема – природа зла. Человечество на протяжении всей своей истории придумывает некий внешний источник, называя его разными словами, но при этом если мы честно посмотрим в зеркало, то поймем, что главное зло мы производим сами, оно идет изнутри.

Фауст, чей образ трактовали по-разному в течение нескольких веков, в уфимской постановке получает собственный ракурс. Доктор, к старости добравшийся лишь до глубокого внутреннего одиночества, заключает сделку с Мефистофелем. Демон все так же готов служить ученому и выполнять любые его желания с условием, что душа Фауста после смерти отправится в ад. Мефистофель увлекает своего хозяина в неистовое путешествие сквозь пространство и время, в котором тот успевает встретить любовь.

Интересно, как в постановке подается оппозиция Фауст – Мефистофель. Фактически они являются двойниками, точнее – взаимными отражениями. Впоследствии Маргарита дополняет этот тандем до треугольника, на одно болезненное мгновение сложившегося из трех осколков в одну цельную, нервную и очень неоднозначную человеческую душу. Три грани соединяются лишь на короткий срок, после чего – следуя букве вечного сюжета – вновь разваливаются на отдельные элементы, которые смотрят в сторону друг друга.

Художником оперы выступил Денис Сазонов, для которого «Фауст» стал дебютом в крупных постановках.

– Это совсем другой взгляд на театр, – отметил Георгий Исаакян, – потому что мастер этого курса ГИТИСа Дмитрий Крымов – один из лидеров сегодняшнего театрального авангарда, и это читается в почерке его учеников. Я надеюсь, что наше общее творчество доставит зрителю удовольствие, и он не будет раздражаться, что на сцене нет традиционного идиотического персонажа с пером в шляпке и с рожками.

Сценограф-постановщик оперы «Фауст» Денис Сазонов.

– Не хотелось идти по проторенным дорожкам, хотелось понять эту историю, – признался Денис Сазонов. – Я пытался определить, что сегодня представляет история о Фаусте. Сегодня это не персонаж в безумном гриме, хотя такой театр тоже может быть. Для нас это безумный калейдоскоп, в каждом эпизоде – новая декорация, в которой можно сыграть отдельный спектакль.

Опера марширует сквозь различные эпохи настолько смело, что времена перемешиваются, века слипаются в красочное месиво – и уже невозможно отделить быт средневековья от современности с ее милитаристскими акцентами и масс-маркетом. Фактически действие происходит сейчас и всегда, вытягивая вертикально идущее время в одну переплетенную горизонталь. По словам режиссера, именно это сочетание увлекательного путешествия по сошедшему с ума миру и серьезного разговора о том, что есть человек, – ключевое свойство этого спектакля. Мгновение, зафиксированное в «Фаусте» Исаакяна, не останавливается, а напротив, несется сломя голову, заставляя замереть зрителя, увидевшего самого себя в отчаянно ярких отражениях на сцене.

Фото: Владимир Ковальчук.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя