RBtoday побывал на съемках сериала «И это все Роберт», которые сейчас проходят на ипподроме «Акбузат». Главные герои съемочного процесса рассказали, почему считают этот проект прорывом в уфимской киноиндустрии.

Уфимский сериал из 8 эпизодов рассказывает о Роберте – простом учителе физике и порядочном семьянине, который оказывается втянут в круговорот событий криминального характера. Премьера запланирована на февраль 2019 года.

Съемки уфимского сериала проходят в два этапа. В августе-сентябре 2017 года были сняты первые 4 серии. Сценарист Айдар Акманов («Ловец ветра», «Из Уфы с любовью») рассказал, как проходила работа над ними:

– Изначально идея сериала родилась у Марата Ахметшина (генеральный продюсер проекта, владелец компании «Уфанет» – прим. ред.). Он был очень вдохновлен сериалом «Во все тяжкие», придумал свою историю, перекликающуюся с этим сериалом, но с поправкой на наши реалии. Марату было интересно исследовать тему противостояния маленького человека и системы (государства, бюрократии, криминального мира), в итоге оно должно было вырасти до уровня, когда человек бросает вызов судьбе, не хочет и не может мириться со сложившимся мироустройством. При этом было важно, что делает это не молодой бунтарь, а человек, в общем-то, большую часть своей жизни уже проживший.  Модель «Breaking bad», в общем и целом, соответствовала этой задаче и была взята за основу нашей истории. Исходя из этих установок, я вместе с командой и работал над сценарием.

По словам Айдара, особенностью рабочего процесса стало то, что еще на этапе разработки истории активное участие принимал не только сам Марат Ахметшин, но и оператор-постановщик Рияз Исхаков, исполнительный продюсер Тимур Абдуллин, чуть позже присоединился и режиссер Андрей Линич.

– Практически все сюжетные повороты, поступки героев рождались в результате совместного обсуждения этой креативной группой на основе того, что уже было разработано мной и Маратом во время подготовительной работы. Обычно такое происходит, когда сценарий написан в том или ином виде. То есть от меня, как сценариста, требовалось не только писать сцены и диалоги, над которыми я работал в своем режиме, но и, что называется, «с колес» сводить все идеи и предложения в более-менее стройную картину, – продолжает сценарист.

Айдар разработал свое видение развития истории для второго блока сериала, но было решено, что сценаристами 5-8 серий станут Дмитрий Резаев («Национальное достояние», «Сын ворона»), Марат Ахметшин и Андрей Линич.  Сейчас Айдар Акманов работает над сценариями к фильмам «Радость нашего дома» по повести М. Карима (реж. А. Галибин) и «Буран» (реж. А. Аскаров).

– Для меня это был крайне интересный проект, даже не столько с профессиональной точки зрения, сколько тем, что для Уфы и регионального кинематографа это первый полноценный опыт создания многосерийной экшн-драмы с ориентиром на классические образцы. Это амбициозно, смело и неожиданно. Очень надеюсь, что сериал даст хороший толчок развитию нашего уфимского, башкирского, регионального кино. Появились люди, у которых есть возможности и огромное желание вкладываться и делать кино, прорастает понимание, как делать востребованный продукт, как кино может работать с точки зрения бизнеса, – считает Айдар Акманов.

В июле стартовали съемки 5-8 серий. По обещаниям съемочной группы, во втором блоке сериала больше экшна. По словам локейшн-менеджера проекта и директора кинопроиозводства Алии Шариповой, уже запланировано более 30 различных объектов в Уфе и в пределах региона. Например, один из трюков на броневике будут снимать на мосту Дюртюли – Нефтекамск.

– В сериале мы не делаем привязки к городу или к конкретной географической точке, – подчеркнула Алия. – Даже номера игровых машин перебиты на несуществующие. Дело происходит в России – это все, что нужно знать: так история становится более универсальной.

Фокус-показы первых четырех серий этой весной в Уфе показали, что зрителю получившийся контент нравится. Алия уточнила, что после тестового показа первые серии не переделывали.

– Фокус-показы прошли удачно, никто из зрителей не ушел во время просмотра, хотя мы показывали 4 серии по 45 минут подряд. После было живое обсуждение со съемочной группой, было заметно, что сериал зрителей заинтересовал.

По словам Алии, после показа первого блока на Каннском кинорынке, проектом заинтересовались российские дистрибьюторы. Также есть федеральные каналы, которые высказали заинтересованность в возможном приобретении сериала для показа.

Московский режиссер Андрей Линич (сериалы «СОБР», «Розыск») рассказал, что в процессе работы в съемочной группе прошла селекция:

– За предыдущий съемочный период мы подготовили новых людей, то есть сейчас в съемочной группе процентов 90 – это местные кадры. Если в прошлом году у нас были московские «светики», механики, режиссерская группа, то сейчас из Москвы – только второй режиссер и я. Ну и часть актеров. Люди, на которых мы рассчитывали, отвалились, а те, на кого мы не ставили, вдруг вышли на передний план. И с этой группой можно снимать все что угодно. Так что мы немного прокачиваем Башкирию в плане возможностей съемок. Мне кажется, здесь есть для этого пространство, люди идут навстречу, а некоторые вопросы, которые в Москве решить вообще невозможно, разруливаются очень легко.

По словам Андрея Линича, у него есть желание продолжить совместную работу с опорой на местную команду. Режиссер шутит, что приезжал в Уфу на пару месяцев, а живет здесь уже второй год.

– Тут есть возможности, интересная природа, можно снимать практически любой жанр – от вестерна до постапокалипсиса. Поскольку много театров, есть на что опереться в плане актеров. Нужны хорошие сценарии – и можно работать. На кинорынке в Каннах мы поняли, что Запад хочет от российского кино – нашей аутентичности, природы, культуры. При этом мы, в принципе, изначально не целились попасть на федеральное ТВ, наша аудитория – в интернете. И если на федеральных каналах об определенных темах лучше не говорить, мы можем снимать без каких-либо запретов. В этом проекте меня и зацепило то, что в нем есть свобода – высказывания, творчества. Мы надеемся, что зритель ее почувствует, поймет, что это не простой пластиковый сериал. Я бы даже назвал «Роберта» не криминальной драмой, а социальной. И в этом наш козырь.

Бюджет сериала пока находится под покровом тайны, но режиссер дал следующий ориентир:

– Бюджет «Роберта» сопоставим с бюджетами сериалов на федеральном канале. Например, на НТВ бюджет – от $100 тыс. за серию, на «России» чуть побольше, в разы больше у «Первого канала». В нашем случае есть большой плюс. Когда кино делают федеральные студии, до площадки доходит в лучшем случае 60% бюджета. Здесь весь бюджет тратится непосредственно на само кино.

Оператор-постановщик Рияз Исхаков («Етеган», «Ловец ветра», «Синие ночи», «Ундина») считает, что «И это все Роберт» – проект для уфимских кинематографистов прорывной.

– Это добротный, качественный уровень, так снимают в Москве. То, что мы сейчас делаем, – настоящее ремесло, в хорошем смысле слова. Я давно ждал, когда в Уфе можно будет так работать – с серьезным подходом, финансированием, отношением к процессу. Много лет в регионе кинематографисты варились в собственном соку, не было развития, вплоть до того периода, когда второй состав – наши постановщики, сценаристы, художники – стали участвовать в сторонних проектах в Москве и за рубежом. Многие просто не могли реализовать в Уфе свой потенциал, здесь так и продолжали делать студенческое, в лучшем случае – дипломное кино. Проект «И это все Роберт» – полностью профессиональный. Прецедентом в башкирской киноиндустрии он станет обязательно, хотя бы потому, что появляются столичные продюсеры, которые видят, что, оказывается, у нас есть база и свои специалисты, которые способны выдавать продукцию не хуже, чем в Москве. Причем здесь это и стоит дешевле, и организовать проще.

Рияз подчеркивает, что интересные идеи проектов были и раньше, но не было понимания, что нужно для их воплощения в жизнь.

– У регионального министерства культуры, на местном телевидении есть определенная репертуарная политика. Поэтому ставятся соответствующие задачи – сделать фильм под определенную дату или показать красивый город. Мы же хотим сделать интересное кино для зрителя, причем неважно, откуда он – из Уфы, Казани, Москвы или Нью-Йорка, – отметил собеседник.

Как отмечает Рияз, члены съемочной группы «Роберта» работали в московских проектах – сериалах «Ундина», «Кармелита», «Черная богиня», «Код апокалипсиса», «Синие ночи», также снимали игровые сцены для фильма Остина Хойта «The great famine» о голоде в Поволжье в 20-е годы.

– Нам говорят, что у нас нет моря. Ну и что, что нет? Зато есть все остальное. Понимаете, где начнут делать кино, там и возникнет хорошая база. В Москве делать кино очень сложно – тесно. Руководство страны хотело как-то перенести все в Краснодарский край, но переехать туда всем столичным корифеям психологически трудно. Так или иначе наступает момент, когда Мосфильм как центр производства устаревает. Тут же появляется минимальная база в Екатеринбурге, Якутии – и вот оно начало. В Башкирии этого понимания пока нет ни у минкульта, ни у правительства. Когда мы что-то предлагаем, чиновники саркастически отвечают: «Вы что тут, Голливуд собрались делать?» А почему нет? – недоумевает Рияз Исхаков.

Для актера Екатеринбургского театра «Волхонка» Александра Сергеева, исполнителя главной роли – учителя физики Роберта – это первый большой кинопроект. По его словам, в отличие от театральной сцены, на съемочной площадке приходится быть более реактивным, быстро переключаться с одного состояния на другое, причем в этом для него и сложность, и особый интерес.

– Чем зацепила эта история? Мне всегда интересно, когда про человека, когда человечность рассматривается через увеличительное стекло. Как человек ведет себя в экстремальных ситуациях, когда судьба преподносит сюрпризы? Что в нем происходит, как он меняется? Ведь до сих пор так никто и не разгадал, что такое человек со всеми его внутренними страстями, – воодушевленно делится актер.

Рамиль Сабитов («Кандагар», «Охота на пиранью», «Личный номер»), исполнитель роли криминального авторитета по кличке Хан, рассказал, что с Андреем Линичем он уже работал и поэтому хорошо понимает его замысел:

– Злодея играть приятно. За точность цитаты не отвечаю, но Роберт Де Ниро как-то сказал, что он любит сниматься в кино потому, что там можно сделать то, чего нельзя сделать в жизни, и тебе за это ничего не будет. Не в том смысле, что мы втайне убийцы и маньяки. В каждом из нас есть добро и зло. Играя антагониста, ты меняешь доминанту – зло делаешь больше по сравнению с добром. При этом злодея играть очень тяжело, если у него нет света внутри – чего-то положительного. И самое сложное – найти для персонажа такую мотивацию, чтобы это был не Злодей Злодеич, а реальный человек, естественный, амбивалентный.

Рамиль добавил, что с командой сработался очень быстро, потому что рос недалеко от Башкирии – в Набережных Челнах и видит в жителях республики своих земляков. Правда, оценивать сериал пока не берется – говорит, что проще спрогнозировать результат матча на Чемпионате мира, чем итог кропотливых съемок.

Фото: Владимир Ковальчук

2 КОММЕНТАРИИ

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя