В галерее «Мирас» открылась выставка «…Счастлив тем, что я дышал и жил…» – ретроспектива работ живописца и пейзажиста Александра Бурзянцева (1928–1997) к 90-летию со дня его рождения. Экспозиция раскрывает круг творческих исканий и интересов художника на протяжении различных периодов его творчества.

В мире Бурзянцева органично переплетаются человек и природа, порядок и хаос. Антропогенные элементы композиционно, на уровне света и цвета, вписаны в круговорот жизни и одновременно ему противопоставляются: деревья обнимают угловатые домишки, мороз кутает прямоугольники окон мягким размашистым узором. Так в лаконичных цветах формируется ритм, связывающий пространство его произведений. Чистоту и тишину излюбленных есенинских пейзажей подчеркивает интерес к ветхому прошлому, к неторопливым одноэтажным уголкам, в которых жизнь всегда воспринималась проще, а времени на постмодернизм, как правило, не было.

Движение, которое фиксирует Бурзянцев, насколько незаметно, настолько же и стремительно, ведь на течение жизни не накинуть ни узду, ни седло. Порой здесь ощущается даже отсутствие седока, оставившего лошадиные силы ради медитации за холстом, – его следов попросту не разобрать, будто он ходит, не касаясь земли. В этом смысле неслучайно духовным стержнем многих картин художника становятся церковные маковки. Плавные петли дорог и лесных крон, холмов и берегов, воздуха и дыма закругляют пространство, напоминая об идеальных геометрических фигурах, отражающих векторы жизненных процессов.

– Моя родина… Южный Урал целиком, с его старинными городками петровских времен, где, как в рукописи поэта, видно, сколь мучительно вырисовывался образ чудного стиха. Так, в старом городе видно все, что разрушено, сломано и поставлено новое самой жизнью. Сопоставление старого и нового слишком маленькая задача, она лежит на поверхности… Хочу показать, что все это живет, дышит одним дыханием, что наша история – это основа сегодняшнего дня, – писал художник.

Александр Бурзянцев был удостоен почетных званий заслуженного и народного художника Башкирской АССР, заслуженного художника РСФСР. В 1985 году ему присудили республиканскую премию имени Салавата Юлаева. Картины художника есть в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея, Башкирского государственного художественного музея им. Нестерова. По мнению искусствоведа Валентины Сорокиной, живопись Бурзянцева узнаваема, поскольку это живопись очень страстная,темпераментная,  эмоциональная:

– Это художник, который пишет материально, реально, зримо. Он реалист, но реализм он облекает в поэтическую форму. Он весь – размах, он весь – страсть, он весь – кипение. И, конечно, Есенин: любое его стихотворение Бурзянцев знал наизусть, настолько он любил Есенина, настолько близко было их восприятие цветового видения мира, их любовь к России, к старине.

Жизнь и смерть на картинах Бурзянцева – две стороны одной медали, которую когда-то без особой шумихи вручили человечеству. Оставленные на картинах мгновения могут проходить произвольное количество времени – секунду, год, столетие, но в какой-то момент обязательно обещают зрителю искрящуюся тишину, с которой все когда-то началось и с которой рано или поздно снова придется знакомиться всем и каждому. В этом непривычно свободном молчании в бескрайнем поле гуляет даже не человек, а душа. И сырая метель кроит белый шелк, мелко вьет канитель и плетет кружева.

Фото: Владимир Ковальчук

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя