Сегодня, 20 октября, исполняется 99 лет со дня рождения народного поэта Башкирии Мустая Карима. В преддверии грядущего юбилея Башкирский театр кукол поставил спектакль-портрет «Мустай Карим. Близкий горизонт». По словам режиссера Альберта Имамутдинова, эта постановка во многом стала экспериментальной попыткой театра выйти за привычные рамки, поэтому вышла с маркировкой «12+».

Перед премьерой в фойе театра работали выставки «Литературное наследие Мустая Карима» из фондов Национальной библиотеки и «Мустай Карим и Театр кукол». Земляки поэта из Чишминского района также оформили выставку с уникальными экспонатами и редкими фото, а также показали театрализованный перформанс «Наш Мустай Карим».

Сюжет спектакля вбирает в себя историю Мустая Карима, рассказывая о ключевых этапах становления поэта, основываясь на повести «Долгое-долгое детство» и поэтических произведениях. Спектакль удачно сочетает кукольный театр с театром драматическим и пластическим, а также кинодокументалистикой, анимацией и литературными элементами. Кукол на сцене сменяют актеры в масках, а наиболее зрелищная часть визуальных решений создана с помощью видеоанимационной сетки, которая вплетает хроникальные кадры и текст как таковой в драматургический фон спектакля. Отчасти необходимость в такой богатой мозаике жанровых приемов возникла из-за основы: написанный для постановки сценарий Владимира Аношкина больше тяготел к киносценарию, чем к традиционной театральной форме.

Для режиссера Альберта Имамутдинова спектакль стал первым опытом «взрослой» постановки.

– Сейчас Театр кукол – театр синтетический, который находится в обостренном поиске новых форм, которые совместили бы традиции и новаторство, – подчеркнул он. – Вековые юбилеи в 2019 году сподвигли нас к поиску серьезного материала для работы, и мы решили, что было бы интереснее написать что-то новое, сделать смелый эксперимент. С ноября по март шла работа над сценарием, после – приступили к постановке.

Аудиовизуальным рефреном в спектакле звучало стихотворение Мустая Карима «Был близким горизонт тогда…», в котором поэт размышляет о том, как по мере его собственного взросления растет неоднозначность окружающего мира. Одним из главных вопросов, которым герой задается на протяжении всей своей жизни, становится его предназначение. В этом смысле Карим «Близкого горизонта» рифмуется с героем своей поэмы «Не бросай огонь, Прометей!»: титан хотел подарить людям огонь, обладание которым сделало бы людей бессмертными. Поэт, прошедший войну и сумевший сохранить творческую индивидуальность в идеологизированном государстве, силой своего таланта создает мир, в котором смерть побеждена. Очевидно, этим ковчегом становится литературное наследие поэта, где в числе прочего существуют его вопросы, его ответы, его сомнения – его жизнь.

– К сожалению, не всегда получается воплотить полностью все, что придумано, – это закон природы, закон театра. В данном материале мы дали себе свободу ни в чем не ограничиваться и попытаться максимально пойти путем открытий новых форм и возможностей, поэтому мы попытались совместить разные жанры, кукол разных форм, маски. Это все объясняется тем, что в свое время Мустай Карим тоже был новатором, он привнес в литературу той эпохи новую волну. Эта мысль нам во многом дала внутреннюю свободу, тем более что новаторство сегодня сильно востребовано, и если не пробовать, не экспериментировать, ничего хорошего и не будет происходить. Практически все, что было нами запланировано, – осуществилось, –  добавил Альберт Имамутдинов.

Над спектаклем работали художники Аниса Туманшина и Ильнур Слявчин, хореограф Светлана Аюпова, художник по визуальным эффектам Урал Махиянов, композитор Урал Идельбаев. Закадровые размышления Мустая Карима озвучены голосом худрука Башдрамтеатра Олега Ханова. В роли поэта – актер Вадим Габидуллин, его супруги Раузы – Райля Гизатуллина. Также в спектакле заняты заслуженный артист России, народный артист РБ Фатых Давлетбаев, заслуженная артистка РБ Гульчачак Мухаметшина, Марат Гиниятуллин и др.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя