Во многом 2018-й стал годом предвкушения трех столетних юбилеев  – со дня образования Республики Башкортостан, Башдрамтеатра и со дня рождения Мустая Карима. Поэтому взгляды в этом году были обращены больше в ближайшее будущее, чем в настоящее. Конечно, нельзя сказать, что культурная жизнь в Уфе – большинство громких событий традиционно происходит в столице региона – затихла совсем: в театрах показывали новые постановки, галереи разворачивали новые выставки, на концертных площадках играла более-менее актуальная музыка. Тем не менее, чувствовалось, что движение по карте событий происходило зачастую автоматически, бессознательно. В этом контексте показательно, как былая уникальность «Театральной ночи» и других «ночных» акций, уже не отличимых друг от друга, в Уфе постепенно сошла на нет, превратившись для большинства участников в тягостную «обязаловку». Почему при этом не падает посещаемость подобных мероприятий – тема для отдельного разговора, а сейчас RBtoday предлагает вспомнить топ событий, которые стали для Уфы и региона знаковыми в уходящем году.

  1. Кино: «Дорогами Салавата» / Премьера фильма с Антоном Долиным

Важнейшим из искусств по-прежнему является кино – в последние несколько лет только ленивый не замечал, как кинопрокат становился полем для обжигающих дискуссий. Сейчас Башкирия, которая за последние пять лет сделала серьезный рывок в развитии собственного кинопроизводства, в кинорейтинге регионов занимает 6 место из 83 субъектов.

В этом году с разной степенью громкости были проведены премьерные показы нескольких короткометражек, но наиболее важным событием стала премьера полнометражного фильма Тансулпан Буракаевой «Дорогами Салавата». Документальный фильм с игровыми эпизодами, снятый на грант президента России, стал итогом экспедиции Уфа – Палдиски (Эстония) по следам этапирования на каторгу национального героя Башкирии и его отца. Премьера с аншлагом прошла в кинотеатре «Родина». Подробнее о премьере можно узнать в материале «По дорогам Салавата».

– Документальных фильмов о Салавате Юлаеве много, но наш – первый, сопряженный с командировкой по всем городам, по которым его везли на каторгу. Изюминка как раз в том, что мы постарались найти места, в которых он содержался во время этапирования», – подчеркнула Тансулпан Буракаева в интервью RBtoday.

Фото: vk.com/kinomaxcinema

Кроме того, важно отметить предпремьерный показ фильма Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек» с участием кинокритика Антона Долина. Главред журнала «Искусство кино» – один из наиболее публичных авторитетных кинокритиков страны (хоть и далеко не единственный). Случай примечатален тем, что солдаут обеспечил не непосредственный участник съемок, а медийная персона, лектор, хорошо знакомый с предметом обсуждения. Это вновь говорит о том, что в Уфе, да и в регионе в целом, ощутимо не хватает киноклубов, в которых профессионалы могли бы доступно разговаривать с аудиторией о «другом кино» и показывать новинки проката, а не скачанные с торрентов нетленки.

  1. Театр: конкурс «Ремарка» / 5 лет «The Театру»

Международный конкурс современной драматургии «Ремарка» весной этого года собрал на площадке Русского драмтеатра молодых драматургов из России (и не только) и режиссеров из Башкирии. Несколько десятков современных пьес стали опытным материалом для читок, которые провели творческие коллективы Русдрама, татарского театра «Нур», Русского драмтеатра из Стерлитамака, Башкирского театра кукол, ТЮЗа, детской студии «Хахачу» и МТМ им. Меня, а также уфимских независимых проектов «The Театр» и «De Bufo». Театральные труппы имели возможность поработать напрямую с драматургами, авторы и актеры – пообщаться с известными театральными критиками.

– Наш конкурс не только открывает двери современным драматургам в региональные театры и ярко освещает по-настоящему выдающиеся пьесы, но и: во-первых, работает как лакмусовая бумажка, позволяя взглянуть на театральную ситуацию в городе и регионе, который нас принимает, а во-вторых, объединяет людей, действительно увлеченных профессией, вне зависимости от принадлежности к тому или иному театру и даже вне зависимости от взглядов на современную драматургию, – отметил худрук «Ремарки» режиссер Олег Липовецкий.

Подробнее о том, как проходил конкурс «Ремарка», можно прочитать здесь.

Еще одна важная театральная деталь этого года – пятилетие частного независимого проекта Алсу Галиной «The Театр». Редкий творческий проект выживает в Уфе, особенно учитывая, что независимых театров в столице республики осталось две с половиной штуки. «The Театр» продолжает, несмотря ни на что, гнуть свою линию, раздавая пощечины как общественному вкусу, так и всем приверженцам традиционного театра, не желающего разговаривать со зрителем на современные темы современным языком. К слову, на «Ремарке» Алсу Галина сделала эскиз по пьеса уфимского драматурга Игоря Яковлева «На Луне»; в декабре состоялась премьера полноценного спектакля «Я ненавижу свое лицо».

  1. Танец: Rudy Dance Lab

Самым ярким событием стала международная хореографическая мастерская «Rudy Dance Lab», посвященная 80-летию со дня рождения Рудольфа Нуреева. Пятеро хореографов поставили по две тематические миниатюры, премьера которых состоялась на заключительном гала-концерте. Взгляд молодых хореографов, которые ориентируются больше на мировые тенденции, чем на отечественные и тем более провинциальные, оказался смелее традиционных постановок уфимского оперного театра и поэтому выиграл в глазах зрителей. Это вполне понятно: актуальный современный танец в Уфе едва виднеется за стеной классического балета, зачастую используя клишированные формы и устаревшую лексику.

Успех конкурса позволил организаторам анонсировать продолжение мастерской в следующем году. Кроме того, две лучшие постановки получили сертификаты на постановки в Башкирском государственном театре оперы и балета. Премьеры их одноактных балетов в рамках II сезона «Rudy Dance Lab» состоятся в 2020 году. Подробнее о хореографической лаборатории можно прочитать здесь.

  1. Выставки: Наил Байбурин / Ольга Самосюк

Если говорить о выставочных пространствах, то любопытных проектов в этом году было немало. Ловкий ход сделали авторы проекта «Нефть в квадрате», относительно регулярно напоминает о себе новое творческое пространство #ArtLab19 на ВДНХ. Особо отметить хотелось бы две выставки, которые смотрят в разные стороны, но всегда – в глаза зрителю.

Выставка «Оддохни, старичок», которая шла в галерее «X-MAX» почти полгода, собрала работы Наила Байбурина, большинство которых в Уфе не выставлялись, ремейки тех, что не сохранились, а также новые произведения, созданные Максимом Холодилиным и Расихом Ахметвалиевым по байбуринским образам и мотивам. Ставшее лейтмотивом выставки лезвие косы, от которого веет веселым страхом, добровольно-принудительно вводит зрителя в интерактивный диалог. И здесь, пожалуй, важно не столько высказывание, сколько реакция на него, а значит потенциальный эффект, расположенный по ту сторону объектов выставки, просто невозможно измерить. Подробнее о выставке можно прочитать здесь.

Иной эффект несла юбилейная выставка Ольги Самосюк в галерее «Мирас». Работы разных лет в силу сложнейшей внутренней архитектуры создали огромный мир, заглянуть в который возможно, исходя из собственных знаний: для кого-то это замочная скважина, для кого-то – окно. Так или иначе этот мир – простой, как объятие, и при этом удивительно цельный, логичный, всеобъемлющий, живой. Он вбирает в себя и становится только ярче – попробуй дотронуться. Подробнее об этом можно прочитать в материале «Смола здесь льется словно дождь».

  1. Музыка: Mgzavrebi / «Узорица»

В музыкальном плане Уфа за последние пару лет успела хайпануть: трое местных рэперов – Thomas Mraz, Jeembo & Tveth уверенно шагают к успеху в составе команды Оксимирона, а рэпера Kurt92 называют одним из потенциальных открытий в 2019 году. Параллельно в Уфе продолжает развиваться музыка, так или иначе связанная с национальной культурой. В частности, в этом году появился проект «Узорица» Полины Кобец. Шесть вокалисток и два музыканта переосмысляют фольклорный материал, смешивая его с современной колкой электроникой. Итог уже успели окрестить фолк-трэпом, а группа – записать дебютный альбом и снять пару клипов. Учитывая, как интересен оказался Нейромонах Феофан, вполне возможно, что и «Узорицу» ждут интересные перспективы, а Уфа может получить еще одну музыкальную визитную карточку.

И не стоит скидывать фолк со счетов. Отличный пример – группа Mgzavrebi, о которой тоже стоит упомянуть. Команда, успешно сочетающая традиционное грузинское пение, современные и национальные инструменты, в этом году дважды приезжала в Уфу. Летом она стала хэдлайнером «Этноночи», осенью – дала концерт в рамках презентации нового альбома «Geo», причем все билеты были раскуплены.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя