19 мая в Уфе в восьмой раз прошла всероссийская акция Ночь музеев. За эти годы публика усвоила, что в этот вечер (почти никто не работает после полуночи) можно более-менее бесплатно посетить ту или иную выставку, а музеи – что раз в году даже самый ленивый оказывается благодарным зрителем. Как следствие, официальная статистика сообщает о тысячах посетителях, сама публика пытается успеть повсюду, а музеи вовсю стараются сигануть выше головы при составлении программ.

Необходимость проведения акции на местах, невозможность переплюнуть столичные галереи и вытекающие отсюда последствия постепенно превратили республиканскую «Ночь музеев» в очередной сабантуй, где каждому должно найтись занятие по душе. В чем-то можно понять сельские и районные музеи Башкирии, чьи возможности ограничены: они в изрядном количестве добавляют в свою программу все подряд – от мастер-классов по измельчению зерна на ручных жерновах до информационного часа о вредных привычках, разделяя праздник кофе-брейками под баян и добивая дискотеками. Эта многозадачность, которая, судя по программе, отчасти захватила и Уфу, зачастую оставляет музейное пространство на заднем плане, сводя на нет весь смысл акции. Хотя формально большинство подобных развлечений вполне укладывается в то, что помимо основной темы «Шедевры из запасников» в республиканской акции была заявлена дополнительная — «Год семьи в РБ».

RBtoday во время «Ночи музеев» решил узнать, каким видят ключевые уфимские музеи и галереи своего зрителя, в зависимости от чего они формировали свою программу и какую цель преследуют, вновь участвуя в культурной гонке.

В регионе «Ночь музеев» проходила на 98 площадках. Чаще всего «мусор» встречался в программе сельских музеев.

ИСКУССТВО СНОВА ЛЮБИТ ТИШИНУ

Галерея «Мирас» предложила экспозицию из произведений уфимских художников из разных коллекций, которые были приобретены за последнюю четверть века. Арт-директор галереи Ольга Рамазанова считает, что нужно менять формат проведения акции, что и было сделано в отдельно взятой галерее.

– Каждый год мы стараемся менять формат «Ночи музеев». Надо чередовать зрелища и искусство. Когда есть зрелища, люди не видят искусства, они не обращают на него внимания. Когда проходят перфомансы, в которых задействовано много людей, это привлекает всех и собирает огромное количество публики. Как, например, в прошлом году, когда у нас был перфоманс «Красная нить». Люди терпеливо смотрели на все это действо, при этом было не протолкнуться. Мне кажется, никто ничего тогда не увидел и ничего не понял, – вспоминает собеседница. – В этом году решили поменять формат. Мы понимаем, что именно в этот день большой трафик, посещаемость высокая – за целый год, наверное, столько людей не проходит, а эту выставку не видел никто. Мы решили, что люди должны хоть что-то увидеть, поэтому отказались от перфомансов, хотя идеи и предложения были. Так люди смогут в спокойной обстановке насладиться искусством, без суеты и толчеи, чтобы что-то унести в своем сердце и своих глазах.

ИГРА В КЛАССИКОВ

Музей им. Нестерова предложил масштабную программу, где уживались одновременно концерты классической и электронной музыки, разнообразные мастер-классы и арт-базар. В числе традиционных для нестеровского музея текущих выставок оказалась экспозиция «Актуальная Россия: игра в классиков», открывшаяся еще 1 мая и ставшая одним из главных магнитов в этой точке.

Директор музея Айрат Терегулов подчеркнул, что выставка за первые недели работы привлекает большое количество молодежи.

– Мы заинтересованы в очень широком показе российского искусства. Поэтому когда представилась возможность привезти эту выставку в Уфу, мы решили отодвинуть все текущие и предоставили залы для «Актуальной России» на месяц с лишним, – говорит он. – Художникам невозможно нормально развиваться, не видя, что делается не только в Уфе и Башкирии, но и в России. Для молодежи эта выставка – большой толчок для развития художественных талантов.

К слову, за день до «Ночи музеев» ее приезжал проведать экс-телеведущий знаменитого «МузОбоза», ныне глава Фонда современного искусства Иван Демидов, благодаря которому эта выставка состоялась.

Иван Демидов. Фото: Владимир Ковальчук.

– Наша задача была в том, чтобы собрать работы самых разных авторов, сделанных за этот год, – отметил Иван Демидов. – Из этого и сложилась выставка: мы увидели, что для самих художников является актуальным, куда они смотрят, и как воспринимают мир. Можно много говорить, насколько наше современное искусство отстает от европейского. Но я хочу как можно больше показывать своим современникам своих же современников, которые друг другу были бы понятны. Мы – пропагандисты современного искусства для народа, как бы это коряво ни звучало.

Арсений Штейнер. Фото: Владимир Ковальчук.

Куратор выставки Арсений Штейнер в свою очередь добавил, что российскому зрителю искусство навязывать не стоит.

– Ситуация, которая очень отличает нашу огромную страну в искусстве вообще, в том, что катастрофически не хватает зрителя, – отметил Арсений Штейнер, куратор выставки. – Оно проходит мимо человека, который готов потенциально его любить и в него вкладывать. Зрителя не нужно воспитывать, ему не нужно навязывать, ему просто это искусство нужно показывать.

С ПЕТЕРБУРГСКИМ ПРИВЕТОМ

Центр современного искусства «Облака» сформировал программу, добавив к текущим выставкам новые экспозиции и инсталляции, а также перфомансы, поэтические выступления и распродажу книг по искусству. Руководитель ЦСИ Зарина Гайсина считает, что все их усилия привить людям посещение культурных центров – это вклад в будущее, чтобы искусство стало неотъемлемой частью повседневной жизни.

– Рынок искусства один из самых субъективных, здесь нет четких критериев, все измеряется на уровне «нравится – не нравится». Создавая проект на «Ночь музеев», всегда есть шанс не угадать. Всегда есть те, кому понравилось, и те, кому не понравилось. Поэтому в этом году мы постарались предложить творческие проекты в самых разных областях. В итоге получился сборник восьми разных творцов, объединенных общей темой. Мы не стали брать в этом году тему «Год семьи» или «Шедевры из запасников», а поддержали тему, взятую Петербургом, – «Метаморфозы». Если, например, смотреть на работы Лины Васелишиной, в качестве основы она берет павлопосадские платки и переосмысляет их, то есть при слиянии старого и нового формируется что-то третье.

В итоге к «Ночи музеев» все выставочное пространство преобразовано. Человек, который бывал у нас в «Облаках», их не узнает: новые картины, новые авторы, новые формы. Я вижу, как оформлена, например, зона Елены Веревкиной, и понимаю, что попрошу ее эту выставку оставить на несколько недель, чтобы ее увидели и после «Ночи музеев». Мне нравится, как Иван Cros расписал стену –  вроде специально на «Ночь музеев», но мы сразу понимали, что она останется  и после. Понимаете, мы работаем с тонкой материей, это живой меняющийся организм – что-то останется и продолжится, что-то отпадет. Время покажет.

НОЧЬ ДЛИННЫХ КИСТЕЙ

Галерея современного искусства«X-MAX» сделала ставку на новый для нашего региона формат – арт-баттл между двумя художниками. Макс Орлицкий (Москва) и Алексей Васильев (Калуга) рисовали одну и ту же модель, создавая картину в пространстве галереи на глазах у посетителей. Именно зрители должны были определить победителя баттла.

По словам арт-критика и куратора галереи Кристины Абрамичевой, галереи при выборе программы на «Ночь музеев» исходят исключительно из зрительского спроса и соображений конкуренции.

– Этот праздник – наш единственный шанс получить максимальное внимание к музеям и галереям, который дается раз в год. Поэтому на это бросаются все силы. Зритель хочет зрелищ и праздника, раз уж он пришел (некоторые действительно ходят в культурные заведения раз в год именно в «Ночь музеев»), и если ему их не предоставить, он пойдет в другое место, где веселее. Поэтому программу стараются составлять с равномерной загрузкой, чтобы каждый час что-то менялось и зрителю, который не настроен обойти несколько музеев, все время было интересно в твоем пространстве, – поясняет госпожа Абрамичева. – Эксклюзивные привозы выставок и авторов даже в рамках акции зачастую слишком дороги для уфимских музеев и галерей, с учетом имеющихся средств и бесплатного входа. «X-MAX» организовал в «Ночь музеев» арт-баттл, потому что заинтересован в продвижении актуального искусства в Уфе.

По мнению директора галереи Максима Холодилина, важно не только сформировать программу «Ночи», но и понять для себя, зачем в ней нужны те или иные мероприятия.

– Месяц назад я узнал, что Макс Орлицкий и Алексей Васильев сделали подобный баттл в Москве. Мне показалось, что это интересный формат, когда на глазах у публики рождаются картины хороших художников. Я выбрал этот формат потому, что он мне попался под руку, и я не видел этого формата в Уфе, скорее всего, мы сделаем его ежегодным. Сын уже подсказал название для проекта – «Ночь длинных кистей», – рассказывает собеседник. – Года три назад Фрол Веселый тоже в режиме реального времени создавал у нас в галерее работы, но сейчас перед нами баттл – свежая история двух хороших художников, творчество которых мне близко если не идейно, то по крайне мере я не сомневаюсь, что это высочайший уровень.

Надо понимать, что если художественная институция не работает в «Ночь музеев», значит, ее нет. Мы не можем это пропустить, иначе потеряем внимание публики. В регионе внимание публики концентрируется – даже той, которая готова прикасаться к искусству – только в пиковые моменты, вроде таких акций. Я понимаю, что если я не буду это делать, этого не будет делать никто. Мы живем в глубокой и теплой провинции и людей, которые готовы тратить свою энергию на подобные проекты, не так много. Точнее — единицы. Что уж говорить о том, чтобы это совпало с понимаем мирового и российского контекста.

В ГОСТЯХ У ЗОЛОТОГО МЕДВЕДЯ

Национальный музей Башкирии сформировал обширную программу, в которой одной из ключевых стала выставка одного объекта – золотого слитка, названного «Ирендыкский медведь». Также в числе ключевых выставки «Мастера и шедевры живописи» и «Золотая игла (искусство вышивки народов Башкортостана)» из собственных музейных фондов. Также на всей территории музея работали познавательно-развлекательные площадки, квесты и мастер-классы, где можно и войлочную игрушку смастерить, и огонь добыть.

Такую насыщенность, местами, возможно, излишнюю генеральный директор Национального музея РБ Марат Залькарнаев объясняет главной задачей акции – привлечь зрителей.

– Изначально акция создана для того, чтобы привлечь внимание к музеям, где сосредоточена духовная и материальная культура, чтобы люди не забывали свое прошлое, –  отметил он. –  В залах нашего музея сегодня, кроме самих выставок, есть интерактивные площадки для детей и подростков. Все это в сумме позволяет нашим гостям культурно провести время и получить эмоциональное удовольствие. Если нам удалось дать человеку духовно отдохнуть в музее, прикоснуться к прошлому, к искусству, значит, музей свою задачу выполнил. Мы ощущаем поддержку Министерства культуры, которое проводит эту акцию, мы видим, что к ней подключается все больше музеев. Мы все взаимосвязаны, вместе работаем, у нас общая программа. Эта акция – «Ночь музеев» – поддержана народом. Людям действительно она нравится – сейчас музей полон посетителей. И это правильно, потому что мы становимся ближе друг к другу. Ведь как формируется народ? Общая идея. Нас объединяет одна любовь – к искусству, культуре, истории.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя