В попытках вспомнить культурных деятелей из Башкирии, известных за пределами республики, из поля зрения зачастую выпадают драматурги, а зря. Именно в этой области Уфа может ярко блеснуть талантами. Об этом красноречиво напомнил международный конкурс современной драматургии «Ремарка», который прошел в Уфе 26-29 апреля. Конкурс позволил всем желающим взглянуть на театральную ситуацию в регионе и перезнакомить авторов, театры и зрителей, живущих рядом незаметно друг для друга.

Четыре дня на малой сцене Русского драмтеатра шли мастер-классы от экспертов и читки пьес, попавших в шорт-лист. Всего на конкурс было прислано 810 пьес от российских и зарубежных авторов. Каждого финалиста ждала читка, организованная театром принимающего региона. В основных программах конкурса участвовали творческие коллективы Русского драмтеатра, татарского театра «Нур», Русского драмтеатра из Стерлитамака. «OFF-программу» взяли на себя профессиональный частный театр «the Театр» и «De Bufo». В читках пьес для детей и подростков участвовали коллективы Башкирского театра кукол, ТЮЗ, детской студии «Хахачу» и МТМ им.Меня. Кстати, сами пьесы можно бесплатно прочитать на сайте конкурса.

МАЛЕНЬКОЕ ГЛАВНОЕ: О ЧЕМ ПИШУТ

Что же интересует современных драматургов? Эксперты, говоря о тенденциях, указывали на мощный дебют новой в этом году номинации «Маленькая Ремарка» для детей и подростков. По мнению жюри, именно такие пьесы могут завлечь детей в театр, ведь если в театр не приходят дети, не приходят они туда и позднее, став подростками и взрослыми.

– Театры много лет говорят, что нет драматургии для и про подростков, – отметил худрук «Ремарки», режиссер Олег Липовецкий. – Оказалось, все не так, есть огромное количество интересных и актуальных пьес – бери да ставь. Они рассказывают о проблемах, которые волнуют и подростков, и их родителей. Что касается трендов в нынешнем конкурсе, очень много пишут о разводах. В то время, когда государственная политика говорит о семье как основной ячейке общества, реальность оказывается совершенно другой. Причем это пьесы молодых авторов, которые сами были подростками пять-шесть лет назад. Значит, ситуация не изменилась, а если изменилась, то в худшую сторону. Проживание этой травмы со стороны детей и родителей, прямо или опосредованно – вот что беспокоит авторов.

Родион Белецкий. Фото: sakhalin.infо

Драматург, замглавного редактора журнала «Современная драматургия» Родион Белецкий подчеркнул, что пока театры не станут серьезно ставить пьесы о подростках, эта тема не уйдет с повестки дня.

– Читаю пьесы 15 лет подряд – подростковая тема никак не сходит. Либо не появилась такая пьеса, чтобы исчерпала тему, либо просто недостаточно постановок об этом. Скорее всего, второе. Эти пьесы  нужно активно ставить, чтобы тема ушла. Да, зачастую больно смотреть на сцену, нам рассказывают очень неприятные вещи, показывают некрасивую правду. Но невозможно это запрещать и отворачиваться – это отражение. И я очень рад, что появилась пьеса про донецкие события, это отличная первая ласточка и, надеюсь, вслед за ней на эту тему будет еще много сказано.

Кристина Матвиенко. Фото: Владимир Ковальчук.

Театральный критик, куратор программ Электротеатра «Станиславский» Кристина Матвиенко добавляет, что в фокусе авторов оказывается определенная область жизни, чаще всего их собственной, которую они передают без прикрас и абстрактных размышлений.

– Зоны, куда смотрят авторы, могут быть очень обыденными и повседневными. Они рассказывают свою жизнь, какой бы она ни была, обращаются к личному опыту и транслируют его. Они не гонятся за большими утверждениями, не шлют месседж про то, как устроен мир, но пытаются поделиться своей конкретной болью, травмой, счастьем, покоем – чем-то маленьким, но очень важным. Именно маленькое, личное сейчас является самым главным.

НАПИСАНО КРОВЬЮ: КТО ПИШЕТ

Читка пьесы «Рашен Лалабай». Фото: Владимир Ковальчук.

Номинация «Весь мир» удачно отразила географию финалистов: Донецк, Владивосток, Москва. Именно в такой последовательности распределились призовые места в этой категории.

Алексей Куралех (Донецк) начал писать несколько лет назад. Филолог по образованию, он работал мелким предпринимателем, сейчас – водитель грузовой «Газели». За два года Алексей написал три пьесы, первая была опубликована в журнале «Современная драматургия», последняя – «Перемирие» – попала на «Ремарку».

– Когда война началась, захотелось объяснить какие-то вещи для себя, может быть, просто выплеснуть мысли наружу – стал писать сценарии и пьесы. Я живу в Донецке, соответственно, у меня взгляд дончанина, который остался там. Вместе с тем я думаю, что у каждого на войне существует своя правда, и мне кажется правильно, чтобы она была озвучена, чтобы она прозвучала с каждой стороны. Есть еще высшая правда, которая говорит о том, что все мы все равно умрем и дадим ответ за свои дела – и, в общем, она перевешивает. То есть что-то такое, что оказывается выше наших разногласий и наших споров. Это как раз и хотелось в пьесе показать. Сомневаюсь, что литература может что-то радикально изменить. Для себя – это помогает, потому что очень трудно в потоке взаимной ненависти не пропускать это дальше, не возвращать. Это поток, это в себя впускаешь и, естественно, все внутри вызывает ответную ненависть, желание это выплеснуть на кого-то. Для меня эта пьеса – возможность оставить что-то внутри и выплеснуть не на конкретного человека, а в художественное пространство, способ остановить бурю в душе, которую война поднимает.

Виктория Костюкевич (Владивосток), она же Викентий Брызь, попала на «Ремарку» с пьесой «Рашен Лалабай» – историей мальчика Димы, сшивающей 90-е и последующие годы в единое трагикомическое одеяло, под которым есть место и греческому хору приподъездных старух, и гопникам, и, конечно, безумной истории любви. Сама Виктория всерьез занимается драматургией около четырех лет, в родном Владивостоке является организатором и режиссером читок современной новой драмы.

Артем Материнский (Москва) работает школьным психологом. Драматургией увлекся после открытия «Театр.doc». Интерес к документальному театру привел к обучению в школе документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова и созданию двух полноценных пьес, последняя – «Уроки музыки» – попала в основной конкурс «Ремарки». Предыдущая пьеса «Сироты» идет в «Театр.doc», также шла в ТЮЗе Хабаровска и театре «18+» в Ростове-на-Дону.

В локальной номинации по Приволжскому федеральному округу победителем стал уфимец Игорь Яковлев с пьесой «На Луне». На втором месте – Айрат Ахметов (Казань), пьеса «Кулаколом», на третьем – Екатерина Тимофеева (Уфа), пьеса «Божья коровка летит на Марс».

– Что касается пьесы Кати Тимофеевой, для дебюта – это отличная работа, – резюмирует Олег Липовецкий. – Видно, что это драматург, который хочет дальше работать и готов ко всему. Уверен, она будет писать и расти. Что касается Игоря Яковлева, это уникальный – без преувеличения – для России драматург, у  которого есть свой стиль. Так, как он, больше не пишет никто. Все его пьесы написаны кровью – в хорошем смысле слова. Они выстраданы, не в плане литературы: «не могу писать, но пишу» – а настолько автор погружен в то, о чем он пишет. Там огромная глубина. Уфа должна гордиться, что здесь живет такой автор. Несмотря на то, что эти пьесы болезненные, жесткие и неудобные для зрителя. Обратите внимание, после читки «На Луне» все говорили о том, насколько пьеса открыта и актуальна, а не про откровенные и жесткие сцены. Страшно сглазить, но видно, что «theТеатр» готов доделать эту читку до полноценного спектакля.

В конце конкурса на сцене «theТеатра» прошел спецпоказ спектакля Римы Харисовой по пьесе Игоря Яковлева «Ты больше не будешь бояться крови».

Спектакль “Ты больше не будешь бояться крови”. Фото: Владимир Ковальчук.

ТРИ ТОВАРИЩА: АВТОР, ТЕАТР, ЗРИТЕЛЬ

Один из главных эффектов конкурса – налаживание «горизонтальных связей» между театральными коллективами и драматургами. Одним из таких успешных опытов стала читка пьесы «Божья коровка летит на Марс», которая свела уфимского драматурга с татарским театром.

– Я счастлив, что на читках был театр «Нур», который впервые столкнулся с современной драматургией, это стало для них огромным опытом, – считает Олег Липовецкий. – Они договорились о встрече с уфимским драматургом Катей Тимофеевой и хотят продолжить совместную работу. Мы открыли двери в местный театр местному драматургу. Дальше все зависит от участников разговора, но главное, что этот разговор начался.

В этом году все называли конкурс «Ремарка» фестивалем. К моей радости, это – справедливо. В этом году стало очевидно,…

Опубликовано Олегом Липовецким Cреда, 2 мая 2018 г.

 

По словам худрука конкурса, не хватало участия всех уфимских театров, поскольку «Ремарка» направлена на взаимную интеграцию пьес и театров, и в первую очередь театров государственных, которые труднее остальных входят в контакт с современной драматургией.

– Не все театры участвовали в «Ремарке», наверное, у них есть важные дела. Я работаю много лет в театре и уверен, что если ты хочешь заниматься творчеством, всегда находится время. Мне кажется, театры обедняют себя тем, что не приходят. Даже если спектакль не получается, современная драматургия дает мощнейший заряд актерам, соединяет их с новым языком, автором, зрителем. Актеры начинают слышать, что сейчас беспокоит людей, понимать, о чем они сами говорят, и в итоге это становится спектаклем. И даже если театры не участвовали, хотелось видеть на читках их актеров и режиссеров, чтобы они поняли, что пропустили. Этот конкурс – еще и лаборатория, которая показывает срез театрального сообщества в городе, в регионе, его состояние и готовность к новому.

Уфа совершенно прекрасна. Во-первых, там есть Театр "Центр драматургии и режиссуры", в котором настоящие энтузиасты…

Опубликовано Амелией Карамеловой Понедельник, 30 апреля 2018 г.

«Ремарка» – передвижной конкурс, финальные читки которого каждый год проходят в разных городах. Порой они открывают пьесы-хиты, которые проходят «пожаром по стране», как, например, лауреат прошлого года «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова. Но главное, за что стоит ценить этот молодой проект – наполненный энтузиазмом волшебный пендаль, способствующий творческому росту, и терпеливая сила раскрывать местным театрам и зрителям потенциал местных же драматургов. Посмотрим, как отразится эта ревизия на ближайшем будущем Уфы театральной и как в итоге она срезонирует на зрителе, без которого дружба драматурга и театра бессмысленна.

– В Уфе живут несколько драматургов, которые входят в десятку лучших по стране, – сказал Родион Белецкий и попросил передать это всем. – Я имею в виду Наталью Мошину, Владимира Жеребцова, Игоря Яковлева. Цените их, любите и ставьте их пьесы! Потому что они могут уехать. За пределами вашего региона их ставят больше, чем здесь. Им тяжело без успеха. А успех невероятно окрыляет, его нужно давать каждому, как лекарство или витамины.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень интересная тема. Хорошо и обстоятельно написано. Автору респект.
    Не так давно нашел этот сайт. Приятно удивляет. Очень удобен в работе. Возьму на заметку

  2. Не знала, что в Уфе есть сильные, талантливые драматурги. Интересно почитать, а еще лучше увидеть их пьесы в постановках местных театров хотя бы на малых сценах. Это же живее и интереснее того, что сейчас в репертуаре!

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя