В Уфе прошел семинар-лаборатория драматургии и режиссуры для детей и подростков «Мастерская сказок». У руля проекта, организованного в 2015 году республиканским Центром современной драматургии и режиссуры, в этом году встал ТЮЗ.

Несмотря на то, что конкурс задумывался лишь в рамках Башкирии, за три месяца были присланы 142 пьесы от авторов из России, Белоруссии, Германии, Швеции и Сербии. В шорт-лист вошли 12 текстов, три из них написаны уфимцами. В течение трех дней в Доме актера артисты ТЮЗа, татарского театра «Нур», театра в гриме De Bufo, студии творческого развития «Оперение», театра кукол, НМТ им. Карима делали читки вышедших в финал текстов. После читок проходили обсуждения с авторами пьес, приехавшими в Уфу, и с приглашенными экспертами, в числе которых была драматург Анна Богачева (Екатеринбург).

Семинар-лаборатория был организован на грант Союза театральных деятелей России, который составил 240 тыс. руб. По словам худрука ТЮЗа Полины Шабаевой, в процессе отбора было немало споров, потому что интересного материала оказалось значительно больше, чем это могла бы вместить трехдневная программа. Ограничений по возрасту и опыту не было, в финальной выборке дебюты соседствуют с пьесами опытных драматургов.

ТЮЗ потихоньку встает на ноги, и мы решили, что сможем совместно с республиканским Центром драматургии и режиссуры организовать эту историю. Театру не хватает свежих пьес для подростков на темы, на которые хочет говорить нынешнее подрастающее поколение, – отметила Полина Шабаева. – Сверхзадача любой лаборатории, в том числе и нашей, – чтобы прозвучавшие пьесы вошли в театральный репертуар, причем необязательно нашего театра. Мы хотим пройти с драматургами весь путь от задумки до воплощения.

– Работали интенсивно, много, но весело, – подытожила работу лаборатории Анна Богачева. – Совмещали теорию с практикой, старались услышать разные мнения и не выносить окончательных суждений. Ведь лаборатория – это процесс, обмен опытом, мозговой штурм. Это проверка текстов и читкой, и действенным режиссерским анализом. Важно найти и понять слабое звено в своем тексте, переписать, а может – написать новый, с учетом прошлых ошибок. Если кого-то из драматургов лаборатория сподвигнет на это, значит, мы трудились не зря. Некоторым авторам не хватало опыта. Такое глубокое погружение в тему драматургии для детей, возможно, этот дефицит в какой-то мере восполнит. Уфимские авторы Таня Лобанихина, Зухра Буракаева и Игорь Яковлев запомнились мне как добрые и открытые люди, сохранившие детский, – может быть, немного наивный – взгляд на мир. По-моему, это самые необходимые и главные качества для человека, который пишет детские пьесы. Я очень рада нашему знакомству. Я в них верю.

В рамках лаборатории также прошли лекции заслуженного деятеля искусств РБ, театроведа Дины Давлетшиной. Она рассказала о сказке как о жанре, о драматургической технике, отдельные занятия были посвящены действенному анализу пьесы – режиссерскому методу разбора драматургических произведений. Предложенная методика позволяла оценить, насколько прочна конструкция пьесы, очевиден конфликт, действенны персонажи и т.д.

По мнению Дины Давлетшиной, готовых пьес, которые можно было бы прямо сейчас отправлять в театр для постановки, среди финалистов было четыре: «Красная каска» Керен Климовски (Швеция), «Пуговица» Игоря Игнатова (Саратов), «Придет серенький волчок» Дмитрия Войдака (Омск) и «Я – кулак. Я – А_Н_Н_А» Марты Райцес (Москва). Все остальные нуждаются в той или иной степени доработки.

– Что касается уфимцев, в числе хороших – пьеса Игоря Яковлева «Волшебная книга», – считает Дина Давлетшина. – Поскольку я давно знаю этого автора, на что он способен, и знаю, что сам автор не очень доволен своим текстом, поэтому не спешу причислять ее к готовым, она нуждается в доработке. Причем если там кое-что почистить, пьеса очень близка к тому, чтобы попасть в репертуар любого драматического театра. Пьеса Зухры Буракаевой «Васька и Вольдемар» – очень хороший эскиз, и автор тоже понимает, что пьеса нуждается в доработке. Что касается Татьяны Лобанихиной, мне кажется, «Два енота и медведь» – если не первый, то один из первых ее драматургических опытов. Здесь проблем больше, но Татьяна – очень вдумчивый человек, полагаю, что она многое получила во время наших занятий на семинаре и способна доработать свою пьесу.

Директор Центра драматургии и режиссуры Башкирии Алия Яхина подчеркнула, что «Мастерская сказок», в рамках которой взрослые пишут пьесы для детей, удачно сосуществует с проектом «ДрамКвадратик», в котором авторами выступают сами дети и подростки.

– На нынешней «Мастерской» мне, в первую очередь, понравилась команда ТЮЗа, с каким наслаждением и азартом работают актеры. Я очень рада, что растет такая команда, подающая надежды. Очень жаль, что некоторые уфимские театры не проявили должного интереса к лаборатории, хотя, казалось бы, новый материал несут им на блюдечке.

– Очень жаль, что не все авторы смогли приехать, – добавила Дина Давлетшина, – потому что, например, Мария Малухина в пьесе для подростков «Церковь Пресвятого Макчикена» заявила очень важную и интересную тему взаимоотношений в группе подростков-изгоев, которые отвергнуты своими ровесниками и пока еще не могут найти свое место в мире взрослых. Но как конструкция ее пьеса весьма слаба, хотелось бы, чтобы автор ее доработала. Ведь если для детей старше 6 лет найти материал не так сложно, то в категории «12+» – уже ощущается дефицит. Говорить с подростком о его проблемах без сюсюканья, без скидок и оглядок на взрослых очень сложно, об этом должны писать молодые авторы, в которых еще живы подростковые переживания, еще присутствует присущая этому возрасту протестная психология. Что касается пьес для самых маленьких, с появлением такой театральной формы, как беби-спектакль, думаю, ситуация изменится в лучшую сторону. В частности, «Kuku-project» уфимского театра кукол уже использует этот формат в своих спектаклях о временах года. То, что две пьесы из трех – Войдака и Игнатова – уже готовые для постановки произведения, тоже говорит, что в этой возрастной категории все не так плохо.

По словам Полины Шабаевой, сейчас авторы около месяца будут дорабатывать свои тексты, после чего уфимские режиссеры – Ольга Мусина, Римма Харисова, Александр Марьин и Наиль Сафин – выберут пьесы, с которыми будут работать, и в ноябре представят по ним эскизы на сцене ТЮЗа.

Фото: Владимир Ковальчук

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя