27 сентября в галерее «Мирас» открылась юбилейная выставка «Творческие хроники. Офорт» Ольги Самосюк – известного графика, члена Союза художников России, заслуженного художника Башкирии. Произведения буквально гипнотизируют обилием мельчайших деталей и насыщенных цветов.

Деревья-великаны так переплетены между собой, что между ними нигде нельзя найти прохода, а смола здесь льется, словно дождь. Весь сад наполнен пением птиц. Летописец Нестор неотделим от букв. Цветовые пятна бьются, как блюдца, и замирают в ту самую секунду, когда по ним пробегает трещина. Громадный глаз сидит на дереве на корточках и смотрит. За вязью узоров кроется химера и сторожит бесконечность. Книга Коляды. Бестиарий. Цивилизации. Вбитые в мозаику сюжеты и персонажи порой напоминают сложносочиненные шестеренки, краткое содержание мира. Кажется, если найти в этом лабиринте нужный заусенец и сдвинуть его, все это задвижется, пахучее железо закрутится – произойдет что-то по-настоящему космическое. Примерно так выглядит выставка офортов Ольги Самосюк.

В экспозицию вошли офорты из самых интересных серий, созданных в разные периоды. Тематика графического творчества Ольги Самосюк разнообразна: главным образом она фокусируется на истории культуры и религии, офортами занимается 38 лет. По словам художника, ее с детства интересовала история, и когда она выбирала, кем стать, то выбор был именно между историей и художественным ремеслом.

– Но искусство я выбрала раньше. В десять лет сама пошла и записалась в художественную школу. Однако интерес к истории все равно никуда не делся. Пусть у меня нет системных знаний в этой области, но меня мои коллеги и друзья называют «археологом-любителем». Когда меня в определенный момент начинает интересовать что-то из области истории, то сами собой в руки «плывут» нужные книги или появляются люди, у которых есть эти книги. И ты буквально чувствуешь, как идешь в нужном направлении, – поведала она.

Печатная графика, в которой работает Ольга Самосюк, – искусство трудоемкое: художник в одном случае процарапывает (гравирует) изображение специальными резцами, в другом – протравливает его с помощью кислоты, в третьем – рисует жирным карандашом или специальными красками на типографском камне, а уже затем с помощью печатного станка воспроизводит изображение на бумаге. И этот отпечаток получается зеркальным отображением того, что художник сделал на пластине. Учитывая практически ювелирную работу Ольги Самосюк с деталями, масштаб созданных ею офортов потрясает. Искусствовед, заслуженный деятель искусств Башкирии и России Ирина Оськина уверена, что равных художнице сегодня трудно найти.

– Слежу за творчеством Ольги Самосюк не одно десятилетие, смотрю, как она меняется, – поделилась собеседница. – Сегодня выше ее уровня я не знаю никого – в республике таких точно нет, да и в России мало кто ее догонит. Я наблюдаю за тем, как меняется ее взгляд на мир, на жизнь, на объекты, которыми она интересуется. Когда мужчины в Союзе художников говорят, что за Ольгой не успеть, так оно и есть. Порой за ее мыслью не успеть, и за тем, с какой скоростью она читает книги по истории мира и религий. А читать ее работы трудно – нужно читать то, что читает она.

Тональное разнообразие и возможность с одной и той же формы печатать абсолютно разные по цвету оттиски, с одной стороны, не дают однозначной эмоциональной окраски нарисованным объектам. Но с другой – эта способность к мимикрии дает одновременное разнообразие возможных интерпретаций и очень точно характеризует хрупкое состояние мира, в котором каждая следующая секунда незаметно меняет все, что создала предыдущая.

Фото: Владимир Ковальчук

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя