«Театральная ночь» в Уфе: аншлаг, который никому не нужен

С каждым годом уфимская «Театральная ночь» вызывает все более противоречивые чувства. В этом году культурная акция продемонстрировала, как очередная перспективная идея, окунувшись в варево уфимской стабильности, превращается в тусклую формальность, а частные театральные проекты, которых в городе практически не осталось, готовы выдавать не менее яркий продукт, чем бюджетные учреждения.

«Театральную ночь», как и другие культурные «ночи» в России, стали проводить с 2013 года. В том же году она зашла в Уфу, практически сразу отделившись от столичного формата временем проведения. Москва и некоторые крупные города проводят «Ночь театров» весной, привязывая праздничную акцию к 27 марта – Всемирному дню театров. Акция в Башкирии с самого начала была призвана привлечь внимание к новому театральному сезону и подхлестнуть интерес публики. Тогда, пять лет назад, Уфа собрала с десяток городских площадок, добавив к традиционным театральным сценам пространства большие и маленькие – Советскую площадь, Телецентр, сад Аксакова, пятачок перед «Родиной» и т.д.  В программе мелькали премьеры, эксперименты, провокации, интригующие провинциального зрителя, не испытывающего к местным театрам ничего, кроме вялого дежурного интереса.

Уже в 2015 году отчеты «Ночи» рапортовали о полусотне точек, в которых происходят театральные события. Во время акции карт-бланш получали все, к кому народная тропа тщательно зарастала в течение года ввиду их андеграундного существования. К аудитории выходили уличные и народные театры, жонглеры и фаерщики, театральные и цирковые студии. Участвовал даже конный театр! Акция аккумулировала пантомимы, импровизации, пародии, клоунаду, перформансы разной степени качества, но важно, что спектр был непривычно широк для провинциального зрителя. В 2016 году количество площадок уменьшилось, но изюминку попытались привнести за счет переформатирования концепции: точки были связаны в несколько тематических маршрутов, которые, впрочем, не отменяли наложения одной программы на другую. В прошлом году ряды участников начали редеть, хотя гостеатры еще дополняли перформансы молодых проектов на открытых городских площадках. Тем не менее уже тогда чувствовалось, что акция нуждается в перезагрузке, наполнении новыми силами и идеями.

В текущем году даже по программе было понятно, что от акции остались кожа да кости, одетые в громко шуршащую рекламную кампанию. Что случилось? Театральные энтузиасты, мелькавшие на заре акции, исчезли – кто переехал, не обнаружив в себе силы развиваться в местных условиях, кто сменил сферу деятельности на более благополучную, а кто просто вошел в общий контекст. Фаерщики и жонглеры, и до этого довольно редкие в нашей местности, как будто вовсе перестали показываться на широкой публике, предпочитая рекламировать себя в интернете в поисках корпоративных заказов. Из заметных и регулярных уличных театров в Уфе в живых остался только De bufo. Центр драматургии и режиссуры Башкирии, традиционно собирающий вокруг себя молодые таланты, отказался от участия в пользу подготовки к драматургической лаборатории во второй половине сентября, частный «The Театр» – из-за подготовки к собственному дню рождения. Где-то в воспоминаниях остался бесплатный автобус, перевозивший всех желающих по театральным маршрутам.

Экономический кризис и необходимость весело праздновать в 2019 году столетние юбилеи не добавили бюджетным труппам энтузиазма в формировании кардинально новых программ. Видимо, поэтому государственные театры, которым пришлось взять на себя подавляющую часть акции, чаще всего останавливались на аниматорских акциях, в качестве аперитива развлекающих детей всех возрастов, и «неувядающих» спектаклях прошлых лет. Так, например, Молодежный театр в свою программу включил популярные постановки «Чума на оба ваши дома» и «Четыре жениха Диляфруз», которым больше 10 лет, причем последний спектакль НМТ показывал и в прошлую «Театральную ночь». Русский драматический театр собрал в один тематический капустник ряд номеров, успев за час и новые спектакли проанонсировать, и интерактив с публикой провести, и позабавить танцевальными номерами. Башкирский театр драмы сделал упор на театрализованное представление и показ совместно с киностудией «Башкортостан», отодвинув прошлогодний спектакль «Я сотворил тебя» и читку пьесы на более позднее время. Театр оперы и балета накануне «Шаляпинских вечеров» остался в стороне, впрочем, предоставив малый зал для показов спектакля «Двойник Доры Маар» театра-студии Alter Ego.

Практически в каждом гостеатре, который участвовал в «Театральной ночи», был аншлаг, несмотря на программу, не обещавшую чего-то из ряда вон выходящего. Прикормленная публика привыкла к сюрпризам своего театра, которые в угоду провинциальному мышлению не выводят из зоны комфорта. Поэтому легко понять зрителя, который с удовольствием пошел отдохнуть, поглядев на любимых актеров, на их веселые ужимки и прыжки (или просто – бесплатно пошел в театр). Аншлаг спокойно состоялся в том числе и потому, что масштабные культурные мероприятия в Уфе – редкость, которая всегда вызывает большой спрос. В этом одна из главных проблем нашего региона: зрительский ажиотаж спровоцирован не столько уникальным контентом, сколько отсутствием качественного материала на регулярной основе.

Важно, что негосударственные театральные проекты, которых в этом году было абсолютное меньшинство, вызвали сравнительно большой интерес со стороны публики. Билеты на два показа фламенко-драмы Alter Ego разошлись за день, а театр в гриме De bufo, как и надлежит уличному театру, достаточно долго и умело держал внимание публики на площадке перед Гостиным двором. При этом спектакли частников не уступали по качеству тому, что показывали в гостеатрах, а порой и превосходили. Возможно потому, что они не стянуты стилистическими рамками и заинтересованы в том, чтобы предлагать альтернативу привычному театральному подходу, который для многих уже давно покрылся пылью.

Конечно, все участники акции с видимым удовольствием развлекали публику, старались и искренне улыбались, периодически вызывая теплый детский наив даже в стариковских глазах. Подвергать подобную искренность критике в региональной прессе не привыкли, поэтому ожидаемо, что сухие отчеты о «Театральной ночи» в Уфе, как и годами ранее, ограничатся традиционным умилением, бесцветными эпитетами и восклицательными знаками. И поэтому вряд ли что-то изменится в «Театральной ночи» в ближайшее время. Не до жиру. Да и народу нравится – ходят же, не нравилось бы – не ходили. И речь тут даже не о перестройке тонущей в повседневности культурной акции, а о строительстве новых подходов, воспитании и поддержке новых формаций, способных расширить взгляд на область искусства. В противном случае молодежь, которой и так почти не видно за стариками и детьми, и вовсе исчезнет из категории театральных зрителей. Ищи ее потом за гаражами…

Фото: Владимир Ковальчук

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Молодец! И самое противное, что так происходит со всеми проектами, которые вроде как мощно начинаются, а потом либо скатываются в болото провинциальности – в худшем смысле слова, либо загибаются вообще. Где “Серебряный Акбузат” задуманный как наш ответ “ненавистной” Казани: первый – был очень интересен, нынешний отодвинули под предлогом реорганизации киностудии и благополучно забыли как бы. Где “Арт-Ладья” – аналог замечательной елабужской Спасской ярмарке, на которой я недавно была? Наши чинуши погрязли в заседаниях и круглых столах ни о чем, а Уфа превращается в город, в котором ничего не происходит.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя