16 лет заводского стажа, первые попытки стать независимым в кооперативах и основание в неспокойные 90-е одного из крупнейших в Уфе торговых центров по продаже товаров для ремонта и дома. О пути производственника в коммерческую стезю и непростых реалиях бизнеса – в интервью председателя совета Ассоциации организаций предпринимательства Башкирии, совладельца ТЦ «Радуга» Алексея Щербацкого.

– Алексей Александрович, почему, проработав столько лет на крупном производстве, решили уйти в бизнес? 

 

– Еще работая на заводах, я всегда говорил: «Хоть бы какая-нибудь безработица началась». Тогда люди, зная, что их могут уволить, начали бы работать лучше. Мне никогда не нравилось работать в неповоротливой системе с огромным бюрократическим аппаратом, где от тебя ничего не зависит. Я хотел самостоятельно принимать решения и что-то создавать.

Когда в 1986–87 годах объявили о кооперативном движении, начал думать, как в него включиться. В то время я уволился из УМПО, где проработал с 1978 года, и устроился в СПТУ №2 мастером производственного обучения. В отпуске я оформил патент на такси. Через год уволился из СПТУ, вступил в кооператив и работал полтора года шофером. В 1989 году поступило предложение перейти начальником цеха в кооператив по изготовлению резиновых игрушек. В то время их продавали по всему Союзу. Я согласился, хоть и потерял в зарплате. Мы взяли технологию у итальянцев, изготовили свою линию, и в итоге стали выпускать более качественные игрушки. Когда начались проблемы с руководителем, ушел на более самостоятельную работу, и с 1992 года занимаюсь в «Радуге» производством, торговлей, общепитом.

– С какого года начала работать «Радуга»?

– Официально считается с августа 1993 года. В июле 1992 года меня приняли заместителем директора магазина «Валеев и Ко» (ООО «Фаворит» – прим. ред.), который располагался на Кольцевой, 102. Через какое-то время стал соучредителем компании. Это была комиссионка. Кроме подержанных вещей мы начали покупать новые у вьетнамцев. Тогда это было очень модно. Потом стали торговать продуктами питания. В 1993 году наладили оптовые продажи и возили товар в Москву. Это и есть момент основания «Радуги», хотя тогда она называлась «Рэйд» и осуществляла оптовую торговлю продуктами питания.

В октябре 1996 года взяли в аренду помещения магазина «Ниагара». Это был известный супермаркет в Уфе. В этом же году открыли отдел стройматериалов, начали продавать технику, вещи, продукты питания.

В 1998 году арендовали помещения уфимского производственного комбината «Радуга» на Индустриальном шоссе, который шил белье, постельные принадлежности и полушубки. У них были свободные площади. Мы организовали рынок, на котором начали торговать сначала вещами, а потом подключили отделочные материалы. Постепенно, через два–три года товары для ремонта стали номером один. Долго оставался мясной павильон. Он закрылся два года назад. Мы поняли, что продажа стройматериалов у нас получается лучше, чем продажа вещей. К тому же появился Октябрьский вещевой рынок. В 2007 году структурировали свой ассортимент, построили супермаркет по продаже стройматериалов.

– А потом появился еще один конкурент – «Леруа Мерлен».

– Если честно, там работают консультанты, которые не знают всех характеристик продаваемой продукции. А у нас по линии обоев, к примеру, стоят 10-30 продавцов и каждый знает свой товар «от и до».

– Чем отличаются сегодняшние условия ведения бизнеса от 90-х?

– В то время на рынке было намного больше свободных ниш, бизнес только развивался. Продавцы могли установить торговую наценку намного больше, чем сегодня. К примеру, когда мы начали возить Snickers, наценка была 40%. 10-12% мы тратили на ведение бизнеса, остальное шло в прибыль. А сегодня, поскольку конкуренция очень высокая, торговая наценка по каким-то товарам составляет 10-14%. В итоге компании остается 1,5% прибыли. Во многих нишах деньги заработать намного сложнее.

Налогов по отношению к 90-м мы платим явно больше, условия ведения бизнеса постоянно ужесточаются. Есть книга Владимира Ленина «Шаг вперед, два шага назад». Эти слова довольно точно описывают сегодняшнюю ситуацию в бизнесе. С одной стороны, что-то улучшают, а с другой –нас поджимают. Не зря за последние 10 лет количество людей, занятых предпринимательством, увеличилось всего с 20 до 25%, хотя могло вырасти и до 50%. В бизнес идут, но очень медленно. Происходит резкое старение предпринимателей. Я много езжу по Башкирии с круглыми столами, мы видим, что на встречи приходят практически одни и те же. Председатель «Ассоциации женщин-предпринимателей» Башкирии Алла Кузьмина в прошлом году ездила в Бирск и Благовещенск: проводила уроки предпринимательства в школах. До начала занятий на вопрос, кто из школьников хочет в будущем заниматься бизнесом, положительно отвечали только 6%. После окончания курсов таких желающих было уже 68%. На мой взгляд, начинать популяризацию предпринимательства надо еще в школах, для чего необходимо ввести в учебную программу основы предпринимательства.

– Но ведь не каждый может стать предпринимателем.

– Не каждый, но, тем не менее, в Европе доля предпринимателей доходит до 40–70%.

 

Фото: bfmufa.ru

Читайте также:
Рустэм Камалов: Мы создали рынок недвижимости своими потом, кровью и слезами
Олег Муров: Малинового пиджака у меня никогда не было
Ольга Одинокова: Главное – не морщить вселенную
Андрей Носков: В 90-е с нами рассчитывались рыбой и видеодвойками
Николай Кочнев: В 90-е была свобода, а сейчас все как-то «причесалось»

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя