В последние годы на прилавках магазинов все чаще можно встретить продукцию с маркировкой «халяль». О том, почему большая часть таких продуктов не соответствует заявленному на этикетке, и что такое настоящий халяль – в интервью с руководителем Центра сертификации по стандарту «Халяль» ТПП РБ Ильнуром Мухаметзяновым.

Ильнур Ринатович, почему в последние годы  халяль-продукция стала популярной?

– В настоящее время «халяль» – это в большей степени популярный тренд высокого качества и экологичности продукта. Можно сказать, что «халяль» – это для тех, кто разделяет принципы здорового, правильного питания и образа жизни, а таких людей в последние годы становится все больше. Около 80% потребителей, по нашим исследованиям, готовы покупать халяль-продукцию вне зависимости от религиозной принадлежности. Наши потребители – это люди, которые предпочитают здоровую пищу.

– А что изначально означает слово «халяль»?

– В переводе с арабского языка это слово означает «разрешенный». Противоположное по смыслу слово – «харам», которое означает «запрещенный». Халяльным, по сути, является все то, что не вредит здоровью человека. Это касается и продуктов питания, и услуг, и медицины – это практически любая сфера человеческой жизни. Если говорить о мясной продукции, это мясо животного, убой которого был произведен по всем канонам ислама.

К слову о мясной продукции: каким критериям она должна соответствовать, чтобы называться халяльной?

– Чтобы продукция была действительно халяльной, необходимо соблюдать целый ряд требований. Прежде всего, животное необходимо правильно кормить – кормами без содержания мясокостной муки (белково-минеральный корм, получают из отходов мясного и рыбного производства. – Прим. ред.). Также запрещено, например, шприцевание мяса (используется животноводами для набора веса скота. – Прим. ред.). Мясо должно быть максимально полезным, без ГМО и прочих добавок, которые вредят здоровью человека. Также необходимо следить, чтобы у животного не было заболеваний. Убой должен соответствовать канонам ислама, которые, в свою очередь, направленны на сохранение всех полезных и необходимых организму человека веществ в мясной продукции.

– А есть ли особые требования по разделыванию мяса, по его содержанию, транспортировке?

– Да, конечно, и это очень ответственный этап. Поставщики и лица, принимающие халяльную продукцию, должны обращать внимание на то, чтобы ветеринарный врач проверял и маркировал мясо в специальной, абсолютно чистой одежде, на отдельном столе, с использованием отдельных инструментов и печати. Эти требования обязательны для халяльной мясной продукции. Но, к сожалению, обычно бывает так: мы приходим в магазин и спрашиваем: «Халяль?». Нам отвечают, что да, а если поинтересоваться, кто привозит, выясняется, что продавцы не знают ровным счетом ничего о том, как был произведен продукт. Многие просто не обращают внимания, что, условно говоря, все мясо разделывается на одном и том же пне и одним и тем же топором. А если мясо-халяль хотя бы просто соприкасается с мясом, например, свиньи, или обрабатывается одним и тем же инструментом, оно уже не может считаться халяль, и это очень важный момент.

– А как тогда быть в магазине, где куски разного мяса наверняка часто соприкасаются?

– На полках магазинов халяль-продукция также не должна соприкасаться с нехаляльными продуктами, будь это мясо или колбаса, или какие-то другие продукты. Более того, если халяль-продукция, например, лежит рядом со свининой, между ними должна быть, как минимум, перегородка, а в идеале, конечно, должна быть отдельная витрина. Чаще всего халяль-продукция упакована в герметичную тару, и это неслучайно, поскольку она защищает ее от взаимодействия с другой продукцией.

– Получается идеальная цепочка стерильного производства. А бывает ли так на практике?

– По большому счету у нас пока вообще нет халяль-мяса, по крайней мере, на рынках Башкирии. Найти халяльную мясную продукцию можно, пожалуй, только в специализированных магазинах, но их пока в республике немного.

– Есть ли реальная возможность исправить эту ситуацию?

– Решить эту проблему как раз и призвана сертификация по стандарту «халяль», которой занимается созданный нами Центр сертификации по стандарту «халяль». Наши эксперты могут не только обследовать предприятие, на котором производится мясо, но могут также сертифицировать мясные торговые точки, производства продуктов питания, кафе, рестораны, гостиницы и организации, оказывающие услуги населению.

– Есть ли у вас данные о том, сколько производителей в России и Башкирии сегодня продают продукцию с маркировкой «халяль»?

– В общем числе производителей таких предприятий на самом деле не так много, как могло бы быть. По нашей оценке, в России оборот индустрии «халяль» в общей массе занимает около 12%.

– А их могло бы быть больше? Насколько велик спрос на такую продукцию?

– С учетом того, что в последние годы спрос на халяльную продукцию, как на качественную и здоровую пищу, растет, по нашим прогнозам, прирост халяльного рынка с каждым годом будет составлять 5–10%.

 

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя