Один из родоначальников туристского бизнеса в Башкирии, гендиректор ООО «Крекс» Сергей Колесников начинал с того, что продавал путевки заграницу «челнокам». О том, как изменились рынок и потребители за прошедшие годы – в интервью RBtoday.

– Сергей Витальевич, в 90-е у многих людей денег не было на жизнь, не то что на отдых. Почему решили организовать именно турфирму?

– Надо было просто чем-то заниматься, до создания фирмы я профессионально занимался туризмом, работал в областном совете по туризму. Когда произошла смена режима, пришлось что-то свое делать. Так в 1992 году я со своими соратниками создал ООО «Крекс». Все начиналось с нуля – со стола и стула в арендованном помещении.

– Куда организовывали первые туры?

– Это были туры для «челноков» в Италию, Турцию, Грецию. Надо было насыщать рынок товарами, потому что все наши заводы встали. Все тогда везли из-за рубежа. «Челноками» в основном стали люди, которые на этих заводах работали высококвалифицированными специалистами, и они за рубеж ехали не отдыхать, а работать. Не лучшие времена были. Этот период длился около пяти лет.Кроме того, мы занимались оптовыми поставками продовольствия, техники. Из Белоруссии, например, возили холодильники, телевизоры. Ну и параллельно начали развивать туризм, детский отдых.

–А именно в плане отдыха какие направления были популярными?

– В первой половине 90-х люди ездили, конечно, в основном по России и республике. За границу были только «челночные» рейсы. И только с 1996 года потихоньку начали выезжать за рубеж – в Турцию, Грецию, Болгарию.

–Туристический рынок тогда, по сути, был пустым, проще было работать?

– Да, турфирм было меньше, и мы сами тогда выступали туроператорами. А когда на наш рынок зашли такие «киты», как «Турецкие авиалинии», Pegastouristic, Anextour, работать стало намного труднее – они нас просто «передушили». Но не сказать, что невозможно стало работать,просто рынок потихоньку делится, разбивается. Не секрет, что самая большая конкуренция именно на туристическом рынке. Сегодня 75 – 80% наших объемов – внутренний туризм. Это Краснодарский край, Крым, наша республика и соседние регионы.

–За эти два десятка лет как изменились требования клиентов к качеству сервиса и условиям отдыха?

– Естественно, требования за эти годы выросли. Раньше, например, были единичные чартерные рейсы, а сегодня по 3 – 4, а то и по 8 в день. Если говорить о качестве сервиса, в 90-е требования у клиентов были гораздо ниже, в «тройки», «четверки» летали, да и «пятерок» было в целом меньше. Потом где-то до 2014 года ситуация улучшилась, требования выросли. Но после того как закрылись Турция и Египет, турпоток сильно сократился, нагрузка на семейные бюджеты возросла. И тот, кто в 2014 году летал в «пятерки», сегодня снизил свои требования, летает в «четверки», кто летал в «четверки» – в «тройки».

– Возвращаясь в 90-е: можете ли вы назвать себя классическим бизнесменом того времени – в малиновом пиджаке с пейджером и большим мобильником?

– Да нет, наверное. В малиновых пиджаках мы не ходили никогда, не красовались. Другое дело, что у нас были вместо сотовых телефонов рации, потому что этого требовала специфика нашей работы: проводы в аэропортах, встречи и так далее. В малиновых пиджаках ходили те, кто на халяву что-то взял, кому все легко доставалось за счет залоговых аукционов.

– Какими качествами нужно было обладать в те времена, чтобы «выбиться в люди», и что требуется сегодня?

– Весь этот рынок строился довольно сложно. Мы к рыночным механизмам и сегодня еще не пришли по большому счету. Тогда выдвинулись вперед те, кто был пошустрее, имел определенные связи, доступ к имуществу, которое брал в аренду, а потом прихватизировал. Сегодня подняться достаточно сложно. Нужно учиться, учиться и учиться, как дедушка Ленин говорил. Начиная со школы, и как можно раньше определять направление, в котором хочешь развиваться. Сейчас другое время, знания очень помогают и могут сыграть решающую роль.

Читайте также:
Рустэм Камалов: Мы создали рынок недвижимости своими потом, кровью и слезами
Олег Муров: Малинового пиджака у меня никогда не было
Ольга Одинокова: Главное – не морщить вселенную
Андрей Носков: В 90-е с нами рассчитывались рыбой и видеодвойками
Николай Кочнев: В 90-е была свобода, а сейчас все как-то «причесалось»
Альфат Назмиев: В 90-е ограничений бизнеса было гораздо меньше

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя