В Совете Федерации предлагают изменить принципы расчета стоимости полиса автогражданской ответственности, а именно: перейти от страхования автомобиля к страхованию риска водителя. Идею поддержали в ФАС и Центробанке. Эксперты считают, что новые принципы сделают расчеты по страховке понятнее и даже помогут теоретически снизить ее стоимость, но при этом отмечают потенциальные риски в технической реализации идеи.

Первый зампред комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев на парламентских слушаниях по ОСАГО предложил рассмотреть вариант «полноценного перехода от страхования автомобиля к страхованию риска каждого водителя».

– Почему владелец нескольких автомобилей должен иметь несколько полисов ОСАГО на каждый автомобиль? Очевидно, что он не может ездить на них одновременно. То есть, привязать полис не к автомобилю, а к правам, – пояснил господин Журавлев.

Сейчас цена страховки складывается из базовых тарифов, устанавливаемых регулятором, и коэффициентов: территориального, возрастного, по стажу вождения и мощности автомобиля. ЦБ планирует расширить тарифный коридор, отменить территориальный коэффициент и коэффициент мощности, перейти на годовой порядок расчета коэффициента бонус-малус (КБМ, сейчас он рассчитывается на дату окончания действия последнего договора ОСАГО), присваивать его не машине, а водителю.

Идея уже нашла поддержку в Банке России и Федеральной антимонопольная службе.

Опрошенные RBtoday эксперты также положительно оценивают перспективу изменений принципов расчета стоимости полиса автогражданской ответственности. Так, директор филиала «Ресо Гарантии» в Башкирии Елена Рябова высказалась за расширение тарифного коридора. По ее мнению, это приведет к либерализации тарифов, позволит устанавливать ставки, исходя из опыта вождения.

– Предлагается расширить тарифный коридор на 20% вниз и на 20% вверх. Это интересно. Тогда будет около восьми ставок по ОСАГО: минимальная, средняя, максимальная и т.д. Тем, кто ездит без аварий, мы сможем снизить стоимость страховки. Сейчас, грубо говоря, у нас есть всего две ставки, – пояснила Елена Рябова. 

В то же время она считает нецелесообразным отменять территориальный коэффициент и коэффициент мощности.

– Территориальный коэффициент себя оправдывает. Он отражает загруженность территории транспортными средствами, плотность транспортного потока. Самые высокие территориальные коэффициенты установлены в городах-миллионниках и больше. Пока что он работает, и с точки зрения страховщиков себя оправдывает. В коэффициенте мощности закладываются риски в случае ДТП – чем мощнее двигатель автомобиля, там более сильный удар возможен, – отмечает госпожа Рябова. 

Другую точку зрения высказал автоюрист Николай Костенко. Он считает, что ждать снижения стоимости страховок в случае расширения тарифного коридора не стоит.

– Если ЦБ расширит тарифный коридор, многие компании, как и раньше, продолжат работать по верхней границе и в любом случае останутся в плюсе, – рассуждает господин Костенко. 

В целом юрист положительно оценивает изменения. Привязка полиса ОСАГО к человеку, по его мнению, правильное решение, особенно, если в семье два автомобиля – тогда члены семьи будут иметь право управлять любым из них. Территориальный коэффициент на взгляд всех специалистов является очень несправедливым, указывает он. Коэффициент мощности также вызывает вопросы, поскольку современные автомобили становятся все более мощными, но в тоже время более безопасными.

Вызывает у него вопросы и предложение привязать стоимость полиса к манере вождения – если вводить привязку к штрафам, необходимо разграничивать, за какие нарушения они получены, отмечает Николай Костенко. Одно дело, если это неправильная парковка, другое – если значительное превышение скорости. Как это реализовать на данном этапе, пока непонятно, подчеркивает он.

Директор регионального филиала «Росгосстраха» Юрий Шпизель увидел подводные камни в идее привязать полис к водителю. Возникают вопросы, например, как быть компаниям и различным ведомствам, которые делают ОСАГО на служебный автомобиль, водителями которого может быть несколько человек.

Самое значительное изменение, отмечает господин Шпизель, это переход к годовому порядку расчета коэффициента бонус-малус (КБМ), а также предложение сделать КБМ единым для всех страховок. В результате стоимость ОСАГО будет более прогнозируемой.

– Сейчас из-за того, что люди не понимают, как определяется размер коэффициента, возникает очень много разногласий. Если изменения примут, водитель будет знать, что с 1 января ему пересчитают КБМ в зависимости от числа ДТП, которые он совершил за год, – пояснил собеседник. 

В целом, по его мнению, регулирование направлено на персонификацию и индивидуализацию тарифов ОСАГО, которые станут более справедливыми. Преимущества получат наиболее опытные водители за счет самых молодых и неопытных, увеличится разброс цен, считает господин Шпизель. С принятием поправок теоретически увеличится возможность снизить стоимость ОСАГО. Сейчас заработать себе хороший коэффициент очень сложно, отмечает он. Какова в итоге будет средняя цена, участник рынка прогнозировать не берется.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя