RBtoday продолжает следить за развитием событий на рынке ритуальных услуг Салавата. Уфимский «Башкирский щебень», зашедший на рынок сравнительно недавно и встретивший резкое противодействие со стороны местных игроков, подключил к реализации проекта прощального дома Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ). Духовенству отдали проведение ритуалов, согласно канонам, а компания будет обеспечивать доставку, хранение тел и прощание с умершими. Местные игроки видят в этом стремление монополизировать рынок. 

Новый игрок ритуального рынка Салавата, уфимская компания «Башкирский щебень», заручилась поддержкой местных представителей ЦДУМ. Как стало известно RBtoday, компания намерена реализовать свой проект прощального дома совместно с городской соборной мечетью «Аннаби». Как рассказал директор «Башкирского щебня» Ринат Саитягафаров, духовенство обратилось к ним с просьбой организовать ритуальный обряд прощания с умершими в соответствии с мусульманскими канонами. В свою очередь поддержка инвестора со стороны ЦДУМ позволит, наконец, запустить проект. Поддержка, в частности, будет заключаться в рекомендациях своим прихожанам обращаться в «Башкирский щебень», чем, как рассчитывает инвестор, обеспечит необходимую загрузку.

ОБРАЗЦОВОЕ ПРОЩАНИЕ

Как ранее писал RBtoday, «Башкирский щебень» по результатам торгов в 2017 году получил в аренду здание старого морга на ул. Чапаева, с целью организовать там прощальный дом. Вложения составили 4 млн руб. Компания договорилась с городской больницей о доставке в хранилище тел, которые не требуют вскрытия. По словам господина Саитягафарова, с больницей была «устная договоренность», которая впоследствии не была исполнена: сыграл роль «информационный шум», вызванный постоянными жалобами на «Башкирский щебень» со стороны местных игроков в надзорные органы.

– Они (Соборная мечеть Салавата ЦДУМ. – Прим. ред.) вышли на нас сами, – говорит собеседник. – Дело в том, что в морге все тела обрабатывают одинаково: например, просто из шланга моют, бывает, что женщин моет мужчина, мужчин – женщины, еще и без молитвы все это делается. Так не положено по мусульманской вере, а у нас есть все условия, чтобы сделать все, как надо.

Напомним, прощальный дом «Башкирского щебня» включает телохранилище площадью 174 кв. м, холодильную камеру на 9 мест и зал прощания для родственников умерших.

В свою очередь муфтий соборной мечети Салавата, помощник главного муфтия ЦДУМ России в ПФО Рамиль хазрат Насыров настаивает, что инициатива по привлечению к проекту духовенства исходила от инвестора. Он подчеркивает, что мусульманская община Салавата «давно к этому шла». По словам Рамиля-хазрата, с предложением организовывать захоронения, как этого требует ислам, местное духовенство обращалось к местным индивидуальным предпринимателям с 2012 года, но безрезультатно.

– Местные предприниматели включают в перечень своих услуг подготовку тел мусульман к погребению стоимостью до 2 тыс. руб., при этом не соблюдая никаких правил, – возмущается Рамиль-хазрат. – Мы обращались с предложением проводить все, как надо, и не брать за это деньги, они на это не пошли, у них все сводится только к зарабатыванию денег.


Как сообщил Рамиль-хазрат Насыров со ссылкой на администрацию Салавата, в городе ежегодно хоронят около 2 тыс. человек.


В телохранилище «Башкирского щебня», по словам Рамиля-хазрата, будет читаться особая заупокойная молитва – джаназа. Этому будет предшествовать омовение тел умерших мусульман, заворачивание их в саван. Для этих целей планируется привлекать специально обученных людей, прошедших соответствующие обучение. Как заверил Рамиль-хазрат, эти услуги будут оказываться бесплатно. Услуги по доставке тела из морга в прощальный дом и далее до места погребения будут оплачиваться непосредственно владельцу хранилища. По словам господина Саитягафарова, их стоимость может составить до 1 тыс. руб. Предварительная цена за содержание в телохранилище – 1,2 тыс. руб. Еще в 1 тыс. руб. обойдется аренда прощального зала в день похорон.

Примечательно, что для доставки тел на катафалке салаватское духовенство, по словам Рамиля-хазрата, изначально планировало привлечь местные ИП. В мечети даже прошло собрание, на которое пригласили всех предпринимателей. Однако, по словам муфтия, они отказались принимать участие в проекте. На первом этапе доставку тел будет осуществлять ООО «Рай» – партнер «Башкирского щебня», против которого также ополчились частные игроки рынка. В дальнейшем мечеть планирует приобрести собственный катафалк.

– Меня устроили те условия, которые предлагает духовенство, почему другие предприниматели отказались, я не знаю, наверное, просто боятся конкуренции (с «Башкирским щебнем». – Прим. ред.), – говорит директор ООО «Рай» Андрей Газиев. – На собрании в мечети меня не было, я приехал позже и переговорил. Понравилось, что все будет делаться строго в соответствии с требованиями религии. Можно сказать, что у нас и у духовенства совпали представления о том, как должны оказываться ритуальные услуги.

МЕСТНЫЕ УГЛЯДЕЛИ ВЕРОЛОМСТВО

Местные игроки восприняли объединение «Башкирского щебня» с духовенством без энтузиазма и склонны видеть в этом намерение монополизировать рынок. В частности, они утверждают, что на собрании в мечети им не ответили на ряд важных вопросов, что и сделало невозможным сотрудничество.

– На встрече нам банально не назвали расценки, – возмущается индивидуальный предприниматель Владимир Кладов. – Если мы должны говорить людям, что есть новое телохранилище, естественно, они будут спрашивать, что сколько стоит. И вообще люди привыкли, что в морге тела хранят бесплатно, а тут вдруг деньги. А с «Раем» муфтий договорился в ходе личной встречи. По сути, возможности разобраться нам не оставили. Позже я выяснил, что средний ценник предлагаемых ими услуг 7-8 тыс. руб., для наших мусульман это суммы, мягко говоря, не привычные, они привыкли все делать скромно и недорого.

Господин Кладов подчеркивает, что как таковой проблемы с соблюдением мусульманских канонов нет.

– Все правила подготовки тела к погребению мы тоже соблюдаем, – утверждает предприниматель. – Исключения составляют случаи, когда сами родственники относятся к соблюдению религиозных обрядов равнодушно. И муллу мы всегда приглашаем не откуда-нибудь, а из этой же соборной мечети.

По мнению Владимира Кладова, главная причина такого настойчивого желания соблюдать все обряды – «в договоренности с «Башкирским щебнем», которому надо окупить свой проект.

– Просто инвестор из Уфы, который дал деньги на этот проект, требует, чтобы он работал, вложения окупались, вот и решили загнать туда мусульман, – делает вывод господин Кладов.

ПРЕТЕНЗИЯ ПЛОЩАДЬЮ В КВАРТАЛ

Одновременно с арендой телохранилища мусульманское духовенство обратилось в администрацию города с просьбой выделить 10 га земли на городском кладбище № 2. Здесь они намерены организовать мусульманский квартал для образцового захоронения, согласно нормам шариата. Таким образом, как пояснил Рамиль-хазрат Насыров, будет обеспечено полное соблюдение исламских традиций.

– Мы хотим сделать мусульманское кладбище таким, каким оно должно быть, – поясняет Рамиль-хазрат Насыров. – Сейчас же устанавливают ограды непонятные, памятники. Это неправильно. Мы хотим сделать памятник единой формы: на каждом похоронном месте будут памятники одного образца. Через 200 лет эти камни должны собираться, и землю можно будет осваивать заново, в частности, сеять там урожай.

В администрации Салавата на запрос RBtoday о судьбе просьбы духовенства не ответили.

По словам директора МБУ «Ритуал» Салавата Надежды Комковой, и в администрации города, и в муниципальном ритуальном учреждении к инициативе мусульманского духовенства относятся положительно.

– По поводу выделения земли на кладбище вопрос пока не решен, документов нет, – сообщила RBtoday госпожа Комкова. – Но это очень хорошая инициатива, и она поддерживается администрацией города, и я как представитель муниципального бюджетного учреждения тоже не возражаю. Чем больше будет таких ухоженных кварталов на кладбище, тем лучше.

Контролировать содержание квартала мечеть планирует самостоятельно. Пока остается непонятным, на чьи средства будут готовить площадку. Впрочем, директор «Рая» Андрей Газиев уже вызвался помогать мусульманам на безвозмездной основе.

ФОРМАЛЬНО ВСЕ НОРМАЛЬНО

Эксперты отмечают, что формально никаких претензий к «Башкирскому щебню» в этой ситуации предъявить нельзя. Эксперт в похоронном деле Вениамин Серебренников объясняет недовольство местных предпринимателей тем, что этот рынок в Салавате «достаточно узкий», а игроков на нем много.

– Там несколько человек в день умирает, вот и бьются за каждого, – считает он.

Вице-президент Ассоциации похоронной отрасли (Москва) Олег Ларионов уверен, что привлечение в проект мусульман нельзя расценивать как недобросовестную конкуренцию.

– В соответствии с законодательством все ритуальные организации должны организовывать похороны в соответствии с  религиозными требованиями, – отмечает эксперт. – Поэтому здесь нет никакой недобросовестной конкуренции. Пригласить муфтия и предоставить ему те же условия могут и другие организации. И тогда, я думаю, они также смогут рассчитывать на рекомендации со стороны духовенства.

Эксперт в похоронной отрасли Алиса Качагина характеризует позицию индивидуальных предпринимателей как «ленивую». Сотрудничество же «Башкирского щебня» и мусульман, по ее мнению, является показателем повышения культуры похоронного дела.

– Позиция индивидуальных предпринимателей: уберите мешающего, и пусть все будет так, как было, – рассуждает госпожа Качагина. – Так нельзя, это уже прошлый век, надо идти в ногу со временем, улучшать качество услуг. Этот предприниматель («Башкирский щебень». – Прим. ред.) ведь, по сути, подобрал то, что было никому не нужно, и сделал в соответствии с современными требованиями. Культура похоронного бизнеса должна повышаться, и такие проекты, безусловно, этому способствуют.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Почему не опубликовываете комментарии? Редакция? Обращение к Вам!
    Заодно вопрос к г-ону саитягафарову? Когда рассчитаешься с работниками,которые выполняли работу по капитальному ремонту трупохранилища?

  2. Г-он саитягафаров!? Когда рассчитаешься по зарплате по исполнительному листу?

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя