Рынок платных медицинских услуг в Башкирии продолжает расти: за год количество коммерческих клиник возросло почти вдвое. Участники организованного RBtoday круглого стола, отмечая возрастающий спрос на платные услуги, все же признают невозможность заменить государственную медицину.

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОРОЖДАЕТ СПРОС

Коммерческий директор клиники «Будь здоров» Юлия Свешникова

В Башкирии в 2017 году количество коммерческих клиник выросло практически в два раза. Как следует из отчета регионального минэкономразвития, в 2016 году лицензию на осуществление медицинской деятельности имели 1,3 тыс. негосударственных медорганизаций, в 2017 их насчитывалось уже более 2,4 тыс. Рост спроса на платные услуги коммерческий директор клиники «Будь здоров» Юлия Свешникова объясняет возрастающими требованиями пациентов.

– В первую очередь, это доступность медицинской помощи. Как правило, частные клиники, стремясь удовлетворить спрос пациента, стараются обеспечить прием день в день. К тому же наш потребитель становится все более требовательным к сервису, к более вовлеченному отношению к своей проблеме, к более длительному времени приема, что тоже немаловажно. Кроме того, многие пациенты желают узнать мнение второго специалиста, возможно, более грамотного, и частные клиники способны угодить таким ожиданиям пациента, – отмечает госпожа Свешникова.

Генеральный директор клиники «МЕГИ» Андрей Тимофеев

Генеральный директор клиники «МЕГИ» Андрей Тимофеев отмечает, что негосударственные клиники, как правило, лучше «вооружены» с точки зрения медицинского оборудования и квалификации специалистов.

Заместитель директора ДМС регионального отделения «Росгосстраха» Александр Климов

Заместитель директора ДМС регионального отделения «Росгосстраха» Александр Климов добавил, что часто в государственных клиниках возникают проблемы даже с получением платных медицинских услуг.

– Возникает много сложностей, много препятствий со стороны клиники, они не очень хотят получать живые деньги. Им нравится работать в системе ОМС. А частные клиники созданы для получения прибыли. Пациенту с ними работать гораздо легче, – пояснил он.

Но за комфорт приходится платить. Стоимость посещения доктора в платной клинике на сегодняшний день начинается от 1 тыс. руб. (в цену закладывается стоимость оборудования, аренда помещений и т.д.). Впрочем, увеличение числа участников рынка говорит о том, что пациенты готовы платить, лишь бы получить качественную помощь – как говорится: здоровье бесценно.

Заместитель начальника отдела лицензирования и ведомственного контроля медицинской деятельности минздрава Башкирии Марат Сулейманов

Заместитель начальника отдела лицензирования и ведомственного контроля медицинской деятельности минздрава Башкирии Марат Сулейманов не преминул, между тем, заметить, что качество медицинской помощи и в частных, и в государственных клиниках должно быть одинаковым.

– Требования ко всем совершенно одинаковые, определяются положением о лицензировании медицинской деятельности, где не проговариваются формы собственности организаций. Таким образом, достигается унификация к требованиям по качеству медицинской помощи, по лицензионной помощи на всей территории России, – подчеркнул он.   

В то же время сложно спорить с тем, что качество помощи при всех унифицированных требованиях кардинально разное. Конечно, пациент часто путает качество услуг и комфорт. По законам рынка подразумевается, что в коммерческих клиниках нас обслужат по высшему разряду, но вылечат ли?

Помощник руководителя регионального подразделения Росздравнадзора Вадим Иванченко

На самом деле жалобы на медицинские услуги, оказанные как в платных, так и в государственных лечебных учреждениях, поступают примерно в равном количестве. Всего, по словам помощника руководителя регионального подразделения Росздравнадзора Вадима Иванченко, за 2017 год в ведомство поступило более 1000 обращений, правда, почти половина из них была признана необоснованными.

Куда обращаться, если вам оказали некачественную, на ваш взгляд, медуслугу?

Вадим Иванченко советует:

  1. Обратиться в медицинскую организацию, где пациенту была оказана помощь. Согласно законодательству, в каждом медицинском учреждении должна быть врачебная комиссия, которая должна рассмотреть и принять решение по жалобе. Затем желательно получить ответ, содержащий информацию о внутреннем контроле качества.
  2. Если помощь была оказана в государственном медицинском учреждении по системе ОМС, нужно обратиться в страховую компанию.
  3. Если не устроили ответы – обращаемся в минздрав РБ.
  4. Самым последним контролирующим органом является Росздравнадзор.

В частных клиниках система контроля отличается: за потребительскую составляющую отвечает Роспотребнадзор, за медицинскую – Росздравнадзор.

ЗАМЕНИТ ЛИ ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНА ГОСУДАРСТВЕННУЮ

Участники круглого стола настаивают, что частная медицина не сможет покрыть государственный сектор медицинских услуг, хотя бы потому, что работа на рынке нацелена в первую очередь на получение прибыли. Как отмечает Андрей Тимофеев, в медицине есть отрасли, которые освоить бизнесу сложно из-за длительных сроков окупаемости. В связи с этим редко открываются частные клиники с кардиологическим или онкологическим профилем.

По данным регионального минэкономразвития, на сегодня в Башкирии львиную долю сегмента платных медуслуг занимают стоматологические клиники, на втором месте – акушерство и гинекология, затем – офтальмология и диагностика.

Заместитель директора по маркетингу клиники «Здоровье женщины и мужчины» Зинаида Измалкина

Игроки медицинского рынка пришли к выводу, что частная и государственная медицина должны существовать в гармонии и дополнять друг друга. Так, в последнее время частные клиники стали принимать участие в реализации программы ОМС (в 2017 году их доля составила 20,5%). Заместитель директора по маркетингу клиники «Здоровье женщины и мужчины» Зинаида Измалкина уточнила, что в последние годы увеличилось число клиник репродуктивного здоровья, участвующих в программе ОМС.

МИНЗДРАВ: ДЕФИЦИТА УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ УЖЕ НЕТ

В республике нет противостояния между частной и государственной медициной, утверждают в минздраве. В качестве подтверждения дружественного сосуществования приводится тот факт, что в обоих сегментах работают, по сути, одни и те же врачи.

– В частных клиниках работают те же самые врачи, подготовленные в наших институтах полностью в соответствии с требованиями. Они могут одновременно работать и в поликлинике, и в больнице, и в частной клинике, поэтому никакого противопоставления. Это две действующие системы, которые призваны работать в гармонии, – сказал Марат Сулейманов.

Его слова вызвали много вопросов у представителей СМИ. И один из самых наболевших – почему сложно записаться на прием к узкому специалисту в государственную клинику. Однако Вадим Иванченко заверил, что такой проблемы нет.

– В последнее время ситуация улучшается. Еще несколько лет назад дефицитнейшими специальностями были гинекологи, окулисты, неврологи, эндокринологи. Сейчас, посмотрите, – они уже рабочие места не могут найти себе. Все занято. Рабочие места укомплектованы, – настаивает представитель Росздравнадзора.

Андрей Тимофеев, в свою очередь, отметил, что в последнее время тенденция к подбору кадров в частных медицинских учреждениях меняется: клиники стараются сделать так, чтобы их специалисты не совмещали должности в других медицинских учреждениях.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя