«День 1000 велосипедистов» проходит в Уфе в восьмой раз. Парад регулярно собирает тысячи участников со всей республики, а в Уфе под напором энтузиастов худо-бедно начинается развитие велоинфраструктуры. Кажется, здесь бы городу и расти, но в прошлом году мероприятие в новом, более масштабном формате в последний момент было отменено по ряду причин, и чуть позднее прошло в привычных рамках. RBtoday решил узнать, каким сейчас видят развитие велопраздника те, кто стоит у его руля, как к нему относятся власти и возможно ли изменить облик Уфы в лучшую сторону.

Регина Билалова, директор «Дня 1000 велосипедистов»:

– В этом году мы решили остановиться на формате «День 1000 велосипедистов». Нужно понимать, что в нашем распоряжении ограниченное количество ресурсов, а объем работы большой: мы ожидаем от 15 до 20 тысяч участников. «I bike Ufa», который не был реализован в прошлом году, – проект серьезный и требует очень большого предварительного изучения. Роль директора такого крупного мероприятия для меня в новинку. Конечно, нынешний формат велопраздника тоже требует определенного роста, и все же он легче и оптимальнее для нынешней команды организаторов. Кроме того, одной из целей в этом году была реабилитация сообщества «ВелоУфа» как ивент-организатора, поскольку многие препятствия в этом году были связаны с отменой «I bike Ufa».

Конечно, хочется наращивать масштаб. В этом году мы отталкивались от просьб целевой аудитории: многие спрашивали, что делать после велопробега. Поэтому мы вернули и расширили фестивальную программу на финише. Уточню, что этот фестиваль – физкультурный, а не исключительно велосипедный: здесь будут стритбол, ГТО, мечевой бой и большое количество самых разных активностей для всей семьи. Этот фестиваль – жирная точка, которая убирает всю недосказанность на велопараде. Велопраздник с 2011 года вырос настолько, что это уже не просто велопарад с фестивалем на финише, сам фестиваль стал большим событием.

В этом году мы решили вернуть регистрацию участников. Во-первых, это делается в целях безопасности, во-вторых, по этим данным мы сможем найти их в следующем году и соответственно не раздувать рекламный бюджет. Кстати, при регистрации почти 90% участников отмечали, что согласны получать уведомления об уфимских велособытиях. Мне кажется, это говорит о лояльности к велосипедной активности в городе.

Во время фестиваля мы планируем провести опрос о будущем развитии велоинфраструктуры в Уфе. Эти данные мы представим в администрации города, чтобы разговор об актуальных проблемах был более предметным. Напомню, в 2014 году была подписана петиция о создании важной городской инфраструктуры – большого уфимского велокольца. Проект был создан и прошел экспертизу, но по факту его все еще нет, когда он будет реализован – неизвестно. Поэтому мы планируем организовать сбор подписей под петицией за реализацию проекта в ближайшие пять лет.

Согласование такого крупного мероприятия с властями – дело непростое, но это проблема по всей стране, даже при наличии единомышленников среди чиновников. Мы общаемся с велоактивистами из других городов и знаем об этом не понаслышке. В этом году, когда мы начинали согласовывать «День» с уфимской администрацией, нас встречали фразой «Фестивалю – быть». При этом большое количество затрат берет на себя городской бюджет. Мы не платим ни за «Скорую», ни за биотуалеты, ни за перекрытие дорог и перевозку фан-барьеров. Общую смету мы планируем выложить в открытый доступ, чтобы увидели реальную картину изнанки. В целом бюджет мероприятия составил 3,5 млн руб.

Станислав Сырыгин, сооснователь и заместитель председателя Союза велосипедистов РБ

– Считаю, что «День 1000 велосипедистов» меняет облик Уфы в лучшую сторону, для многих он стал визитной карточкой нашего города. Кроме того, он стал движущей силой, которая позволила сдвинуть ситуацию с велоинфраструктурой с мертвой точки. С 2008 года в течение четырех лет мы пытались добиться от городских властей создания условий для велосипедистов. И только после ежегодной массовой акции стали происходить реальные изменения: начиная с того, что у нас появились первые велодорожки как таковые, и заканчивая комплексным проектом по созданию большого велокольца общей протяженностью в 67 км.

Реализация проекта движется с большим трудом, учитывая, что необходим системный подход. Он прошел госэкспертизу, но на данный момент реализован примерно на 10%. Сейчас вопрос в финансировании строительства – нужно около 300 млн руб. На этом пока все остановилось:  в этом году нашу инициативу поддержали многие структурные подразделения городской администрации, но бюджетная комиссия горсовета не одобрила проект велокольца в связи с режимом жесткой экономии. Возможно, его реализация начнется в 2019 году.

Велопарад в этом году призван снова привлечь внимание к проблеме и заставить двигаться эту ситуацию.

Сергей Степанов, заместитель начальника Управления по физкультуре и спорту администрации Уфы:

– Администрация города открыта к подобным проектам и всегда старается помочь их реализовать. Что касается конкретно «Дня 1000 велосипедистов», мы принимаем участие в его организации и проведении с самого начала. Прежде всего, администрация помогает закрыть вопросы, связанные с безопасностью, при этом требования по безопасности с каждым годом только растут. В этом году основная нагрузка ляжет на Управление коммунального хозяйства, которое будет обеспечивать перекрытие дорог.

Такие масштабные мероприятия проходят в Уфе нечасто – за год около двух-четырех. Возможно, при перекрытии улиц уфимцы испытывают неудобства, но мы не можем не проводить такие знаковые мероприятия, мы должны быть в тренде популярных мероприятий, которые проводятся по всей стране и за рубежом.

Что касается проекта по развитию велоинфраструктуры, пока мы финансово ограничены и не можем в полной мере им заниматься. Вопросы, связанные с расширением улиц для дорожного движения и прочее, не позволяют двигаться по реализации этого проекта большими темпами. На сегодня мы ограничиваемся обновлением разметки велодорожек, которые уже проложены, планируем строить новые. Кроме того, мы разметили для велосипедистов локальные лесопарковые зоны. В этом году активных темпов строительства не будет, но в следующем году, наверное, движение будет активнее.

Раиль Габдуллин, велоактивист, председатель правления РМОО «Союз велосипедистов РБ» (ВелоУфа) в 2015 — 2017 гг., сейчас проживает в Санкт-Петербурге. По просьбе RBtoday, он сравнил работу велоактивистов в двух городах:

– В Питере устроено все несколько сложнее, чем в Уфе. Город больше, а значит, и активных велосипедных сообществ больше. Каждое из них имеет свою точку зрения на цели и задачи велодвижения и использует свои методы по его развитию. С одной стороны, это хорошо, так как больше активистов – это больше активностей, больше вовлеченности, больше велосипедистов. С другой стороны, как такового объединяющего велосипедного движения в городе нет, как, например, в Уфе – «ВелоУфа». Велосипедисты не готовы выступать единой силой. В какой-то момент в Питере каждый год проходило почти с десяток велосипедных парадов разного калибра. Но затем власти города пошли на согласование лишь одного ежегодного «Большого велопарада». При этом его организацией занимается администрация города, а велосипедные сообщества помогают по своему желанию.

Конечно, желания именно помогать, а не проводить самим, особо не возникает, поэтому «Велопарад» хоть и проводится, но за ним не чувствуется горящих глаз. В результате в нем участвуют 5-7 тысяч человек, что даже по уфимским меркам не так много.
Но не все меряется парадами. В Питере есть советник вице-мэра Дарья Табачникова, которая ранее была лидером сообщества «Велосипедизация», наиболее активно выступавшего за развитие велотранспорта и строительства велодорог. Сейчас Дарья занимает должность в администрации города, которая позволяет системно заниматься развитием велоинфраструктуры в городе и координировать взаимодействие всех ведомств по этому вопросу. Есть перспективный план развития инфраструктуры, по которому ежегодно строятся десятки километров новых велодорог.

Однако если в Уфе велодороги – это зачастую просто размеченная краской часть тротуара, то в Питере другая крайность. Часто, хоть и не всегда, велодорога – это часть автодороги, также размеченная краской. На велополосах паркуются автомобили, что делает их существование бессмысленным. В целом же сейчас перед сообществами Петербурга стоят совсем иные задачи, чем перед велосообществом Уфы, и сравнивать в цифрах эти города довольно сложно.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя