В Уфе наконец-то представили модель организации пассажирских перевозок, заказанную Санкт-Петербургскому институту транспортных систем в августе 2017 года за 11 млн руб. Выводы, на выработку которых ушел почти год, вполне ожидаемы – сократить количество маршрутов вдвое и вернуть трамвайное сообщение на проспект Октября. Концепция, отражающая то, о чем говорят, как минимум, лет пять, нареканий у региональных властей не вызвала: решение принимать городу, а у него средств на это, как известно, нет.

УФИМЦЫ ТРАТЯТ НА ПРОЕЗД СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО МОСКВИЧИ

На прошлой неделе в рамках транспортного форума в Уфе городу наконец-то представили решение по организации пассажирских перевозок. Как известно, проблема эта поднимается чуть ли не каждый год, а ситуация только ухудшается. В итоге в прошлом году госкомитет Башкирии по транспорту и дорожному хозяйству обратился за помощью к сторонним экспертам и заказал разработку моделей организации пассажирских перевозок. Конкурс за 11,3 млн руб. выиграл Санкт-Петербургский институт транспортных систем.

Согласно исследованию, результаты которого представил гендиректор института Александр Беспалов, в Уфе лишь 46% населения пользуется общественным транспортом, остальные ездят на автомобилях.

– Для города-миллионника – это нехарактерная ситуация, – отметил господин Беспалов.

Из-за отсутствия единого проездного затраты на транспорт, по оценке проектантов, достигают 7,7% от среднедушевого дохода населения при условии одной пересадки. По нормативам, этот показатель не должен превышать 7%. Уфимец в месяц в среднем на проезд тратит 2 тыс. руб., при средней зарплате 25,8 тыс. руб. Для сравнения, в Москве при среднем доходе 52,8 тыс. руб. на проезд уходит 2,6 тыс. руб., что составляет 5%.

У 40% пассажиров поездка длится более 45 минут, что также превышает нормативные значения. Подходы к остановкам слишком протяженные – горожане идут на ту остановку, с которой возможна беспересадочная поездка. Ни одна остановка в Уфе не соответствует в полной мере требованиям доступности для инвалидов. Только 61% официальных перевозчиков, работающих по договору с мэрией или госкомитетом, удовлетворяют экологическим требованиям.

Александр Беспалов

Исследуя уровень развития отдельных видов транспорта, эксперты института пришли к выводу, что железная дорога, проходящая через город, не интегрирована в городскую маршрутную сеть и живет своей жизнью. Про метрополитен и говорить не стоит: как подчеркнул господин Беспалов, кроме Москвы, ни один город в России не способен его построить, поскольку строительство одного километра обойдется в 8–10 млрд руб.

Среди прочих проблем исследователи указали и на ослабевающие позиции у муниципальных и госперевозчиков. Так, по их подсчетам, МУЭТ и ГУП «Башавтотранс» сегодня перевозят всего 15% пассажиров, тогда как 10 лет назад их доля составляла около 50%. Подвижной состав МУЭТ изношен на 95%. Хаос усиливает высокий процент нелегальных маршрутов. И это подтверждают цифры из мэрии, по данным которой, нелегалами можно назвать 32% участников рынка.

Маршрутная сеть города также вызвала у исследователей много вопросов. По их оценке, коэффициент дублирования маршрутной сети слишком высок. Например, через наиболее загруженную остановку «Универмаг «Уфа»» проходят 39 маршрутов. Пассажиропоток здесь составляет 11 тыс. пассажиров в час в одном направлении. Из-за большого количества транспорта на каждой остановке теряется в среднем 1,5 минуты.

По прогнозам, из-за роста количества автомобилей к 2020 году город встанет в пробках, резко возрастет число заторов. Уже сегодня по утрам средняя скорость автомобильного потока меньше 5 км в час, что равно скорости пешехода. С учетом всего этого в ближайшем будущем роль общественного транспорта будет возрастать, прогнозируют эксперты.

Институт предлагает изменить тарифную политику и внедрить единый проездной билет, сформировать систему магистральных маршрутов с высокой скоростью движения и организовать к ним подвозные линии. По расчетам, это позволит вдвое сократить количество маршрутов – со 121 до 66.

ВЕРНУТЬ ТРАМВАЙ НА ПРОСПЕКТ

Не обошли вниманием и одну из самых болезненных транспортных тем последних пяти лет: разрыв сообщения по главной артерии – проспекту Октября, что разделило город на северную и южную части. Эксперты предлагают вернуть трамвайные линии, запустив магистральный маршрут из Инорса. Годовой прогнозируемый пассажиропоток на нем оценивается в 38,5 млн пассажиров в год.

Благодаря этому, уверены проектанты, транспортная сеть должна содержать 56 автобусных маршрутов, четыре трамвайных, шесть троллейбусных.

– Мы получим сокращение времени проезда на 19%, снижение нагрузки на улично-дорожную сеть, количество подвижного состава уменьшится на 64% – с 2226 до 811 единиц. Нагрузка на полосу на остановке «Универмаг «Уфа»» уменьшится с 734 до 428 приведенных единиц. Полоса начнет полноценно работать. За счет применения транспорта большой вместимости повысится безопасность дорожного движения, уменьшится нагрузка на окружающую среду. Стоимость единого проездного месячного билета без ограничения количества поездок составит 1,2 тыс. руб. Тогда мы выходим на коэффициент 4,7% от среднего дохода. При этом количество датируемых маршрутов сократится в три раза, что повлечет уменьшение нагрузки на бюджет, – заключил Александр Беспалов.

Во сколько ориентировочно могут обойтись все предложенные решения, включая возврат трамвайных путей, озвучено не было. Впрочем, однозначной оценки со стороны республиканских или городских властей тоже пока не последовало.

Так, зампредседателя госкомтранса Азат Калимуллин пояснил RBtoday, что критических замечаний по представленной концепции у представителей власти нет. Решение по реализации предложений остается за городом.

– Категорично против научной работы никто не выступил. Мы отрабатывали с Уфой, другими проектными институтами, выносили на экспертные проекты, – сообщил он.

Замглавы администрации Уфы Андрей Федосов, в свою очередь, добавил, что пока происходит осмысление пути развития транспорта.

– Где-то через месяц мы придем к окончательному решению, по какому пути будем двигаться, и дождемся назначения нового главы, – отмечает он. – Мы будем принимать комплексный пятилетний план развития транспорта. Все, что предлагает институт развития транспортных систем, я думаю, будет взято за основу.

Бывший директор МУЭТ Аскар Фазлыев, который неоднократно доказывал необходимость строительства трамвайных путей по улицам Блюхера и Российской, не согласен с предложением Санкт-Петербургского института. Прокладку линий по проспекту он назвал нереализуемой, утопичной идеей, которая потребует огромного количества средств и надолго парализует движение по главной магистрали.

– Если говорить о проспекте, это должен быть транспорт второго уровня – эстакадное исполнение, но, я думаю, на это денег Уфа не найдет. Пытаться строить под землей – это вообще утопия. А над землей – значит, на пару лет парализовать весь проспект Октября, что нереализуемо. Там везде проложены инженерные сети, трубопроводы. Проспект нужно оставить для колесного транспорта, только там должны не «Газели» кататься, а электробусы, троллейбусы, метробус, – уверен господин Фазлыев.

Наиболее оптимальным, на его взгляд, было бы строительство ветки на улице Российской, откуда ежедневно на проспект Октября идут 10 тыс. человек. Дорогу там планируется расширить, заодно проложив пути. Со временем можно вернуться на улицу Блюхера, рассуждает Аскар Фазлыев. Любой линейный транспорт должен быть закольцован для обеспечения устойчивости перевозок в случае аварии.

Бывший сити-менеджер Уфы Ирек Ялалов недавно озвучивал, что на реализацию программы реновации транспорта необходимо, как минимум, 30 млрд руб. В муниципальной программе развития транспортного обслуживания населения до 2027 года стоимостью 5,3 млрд руб. предусмотрено проектирование трамвайных линий на участках от «Госцирка» по улицам Комсомольской и Российской до Победы, от трамвайного кольца «Зеленая Роща» по улицам Менделеева, Нуреева, Давлеткильдеева, Российской, от Свердлова по улицам Гафури, Пушкина, Цюрупы до бульвара Ибрагимова, от бульвара Саид-Галиева по улицам Российской до бульвара Х. Давлетшиной.

ГЛАВНАЯ ОШИБКА

В советское время Уфа была одним из немногих городов с большой и разветвленной трамвайной сетью. Демонтаж трамвайных линий в Уфе начался с 1996 года. В 2004 году власти убрали ветку на проспекте Октября между «Госцирком» и «Аграрным университетом», а в 2008 году полностью ликвидировали пути на проспекте Октября, разорвав север и юг города. Причем в 2006 году администрация потратила 40 млн руб. на замену старого полотна на бесшумные прорезиненные рельсы, привезенные из Чехии. Нынешний депутат Госдумы Павел Качкаев, в то время бывший мэром Уфы, объяснял, что власти идут навстречу пожеланиям автовладельцев. В администрацию шли потоки обращений с требованием убрать рельсы, заявлял он тогда.

– На проспекте Октября в каждой пробке машины стоят по 40 минут. Так больше нельзя. Эта улица строилась в 60-е годы прошлого века и оказалась не рассчитана на нынешнее автомобильное движение, – говорил экс-мэр.

Вскоре стало понятно, что решение на пользу городу не пошло и только усугубило проблемы с транспортным обеспечением. В 2012 году администрация Уфы предприняла попытку вновь связать север и юг. Ветка длиной в 4 км должна была пройти по эстакаде вдоль улиц Зорге и Блюхера от остановки «Госцирк» до Городского Дворца культуры. Однако этой идее резко воспротивились местные жители, недовольные тем, что линия затрагивала территорию парковой зоны. На прошлой неделе Ирек Ялалов, избранный сенатором, подводя итоги работы, назвал нереализованный проект главной своей ошибкой.

В разное время городские власти обсуждали идеи строительства метробусной сети, канатной дороги между проспектом Октября и Сипайлово, монорельса. Однако до сих пор ни одна из идей так и не дошла хотя бы до проектной реализации.

Фото: Владимир Ковальчук

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя