Сегодня чуть ли не четверть территории Башкирии в случае возникновения пожаров остается слабозащищенной. Специализированные подразделения МЧС находятся слишком далеко, а добровольные пожарные общества (ДПО) существую на птичьих правах и возможности у них соответствующие. Исправить ситуацию можно за счет дополнительного финансирования. Но в республике не могут добиться выделения федеральных денег или завести нужную статью расходов в собственном бюджете.

Судя по цифрам, в Башкирии с пожарными-добровольцами все неплохо. Таких команд и подразделений насчитывается более 1400, состоит в них около 20 тыс. человек, которые прикрывают – именно так официально именуется их деятельность – до 27% территории республики с населением около 700 тыс. человек. Это более тысячи населенных пунктов. И главное – с начала этого года члены ДПО участвовали в ликвидации каждого четвертого возгорания на территории региона и спасли при этом 12 человек.

А вот дальше у добровольцев начинаются сплошные проблемы, говорит заместитель начальника ГУ МЧС по РБ Виталий Барзайкин:

– Практически никто из таких команд не подпадает под критерии федерального закона, регулирующего деятельность добровольной пожарной охраны. По нормативам руководители и водители таких организаций должны назначаться с заключением трудового договора. Их ни у кого нет. Не выполняются требования к имеющейся специальной технике, которая содержится абы как, особенно зимой.

На днях в республике была принята Стратегия развития пожарно-спасательных сил на период до 2030 года. В ней предусмотрено немало мер по профилактике и материальному оснащению профессиональных пожарных частей. Кое-что в части оборудования достанется и добровольным объединениям граждан. Но вопросы материальной заинтересованности таких людей и их защиты опять остались вне действия стратегии.

Наличие проблемы признает и председатель госкомитета РБ по чрезвычайным ситуациям Фарит Гумеров:

– Понятно, что у министерства финансов нет на это средств, и мы должны через принципы проектного управления достучаться до тех, кто готов будет отдать нам эти деньги, зная, что от них тоже будет отдача, понимая под этим безопасность и территории, и населения.

Сколько может стоить такая помощь добровольцам в масштабах республики? По словам главы Булгаковского сельсовета Уфимского района Александра Мельникова, содержание пожарных-добровольцев при заключении контрактов с руководителем и водителем может обойтись сельсовету в среднем от 1 до 1,5 млн руб. в год. Тогда можно организовывать хоть круглосуточное дежурство.

– Самое сложное время для нас – весна, когда идет повальное возгорание травы. Из города машин не дождешься, они и так все заняты. А не потуши такие пожары вовремя, они в любой момент могут и до жилых строений добраться. Поэтому на местах такие пожарные команды необходимы.

Председатель регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества Радик Гарданов констатирует:

– У нас добровольных пожарных объединений почти в четыре раза больше, чем федеральных служб, причем профи стоят в 10 раз дороже, а о пожаре нередко первыми узнают именно общественники. Мы уже десять лет говорим о том, что общественникам нужна мотивация, но подвижек нет.

Нетрудно подсчитать, что если хотя бы тысячу республиканских ДПО профинансировать по минимально предлагаемым господином Мельниковым ценам, то уже тогда получится 1 млрд руб. в год. Понятно, что из одного источника таких денег добыть невозможно.

Чтобы собрать вместе идеи, способные помочь «монетизировать» пожарное дело, госкомитетом по ЧС совместно с региональной Общественной палатой была достигнута договоренность о создании специальной научной группы во главе с кандидатом педагогических наук, доцентом БАГСУ Ниной Филипповой.

– Надо задействовать и такие факторы, как предоставление различных льгот для участников ДПО, вплоть до поступления в вузы. Есть возможность создавать пожарные команды в рамках программы местных инициатив. Организовать движение по аналогии с трезвостью под названием «Безопасное село». Сейчас мы как раз начинаем искать «зазоры», куда можно вшить финансирование такого проекта, потому что сейчас имеем ситуацию, когда, условно говоря, построили пионерский лагерь, а вожатых в нем нет, – говорит госпожа Филиппова.

Впрочем, некоторые специалисты считают, что прошедшие годы с точки зрения финансовой помощи добровольцам можно было использовать намного эффективней. И в республике упустили несколько возможностей исправить ситуацию. Специалисты понимают, что деньги могут быть выделены под конкретную программу, которая должна в дальнейшем материализоваться конкретной же строкой в бюджете.

Сотрудники научной группы отмечают, что современная законодательная база работает в части укрепления материальной базы, но не касается проблем добровольцев. По их мнению, еще один способ выйти из ситуации – войти в программу поддержки местных инициатив. Правда, к этой идее Виталий Барзайкин относится скептически. Не получится ли так, что каждое поселение будет заботиться только о своих нуждах, не обращая внимания на соседа? Или вообще коммерциализирует отношения с ними?

– Например, раньше пожарные части на местах, которые входили в состав «Башнефти», никогда не отказывали нам в помощи при тушении пожаров, – отмечает господин Барзайкин. – Но в результате последних изменений они получили приказ от вышестоящей компании заниматься такой работой только на хоздоговорных отношениях.

Доктор юридических наук Динара Миннигулова видит еще одну упущенную пока возможность. Сейчас существует соглашение между правительством республики и МЧС России, в котором, если упустить нюансы, полномочия по организации добровольных пожарных дружин были переданы на уровень муниципалитетов и местных поселений, которые, конечно же, никаких финансовых резервов не имеют. Деньги есть у бюджета республиканского, но его участие в такой работе не предусмотрено. Такое соглашение пересматривается раз в пять лет, ближайшая дата – 2020 год. И здесь главное – не упустить время.

Есть и другой путь получить федеральные средства. На него указывает заместитель начальника отдела минтруда республики Алсу Мунасипова:

– Около двух лет назад российское правительство приняло постановление по общественно полезным услугам, которые государство обязано передать НКО и профинансировать. Но в этот список не вошли услуги по ликвидации пожарных и чрезвычайных ситуаций. Его принятие надо инициировать и включить в федеральный закон. Инициировать поправку может и республиканский парламент, и депутаты, входящие в Госдуму от Башкирии. Тем более, что такие прецеденты, правда, связанные с вопросами культуры, уже были.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя