В Уфе презентовали новый бренд республики Terra Bashkiria: оцифрованный башкирский орнамент в логотипе, отказ от слова «Башкортостан» и слоган «Душа Урала. Сердце Евразии». Первые оценки – в материале RBtoday.

В колонном зале министерства сельского хозяйства собралось около двухсот человек. Среди присутствующих – министры, чиновники, депутаты, представители спортивных движений и клубов, участники туристического рынка, журналисты. В зале чувствовалось легкое напряжение – создание бренда республики, призванного продвигать Башкирию на федеральной и международной арене, горячо обсуждается не один год. С появлением главы республики Рустэма Хамитова стихла музыка, автор проекта вышел на сцену, погас свет, на большом экране замелькало видео.


Автор и разработчик идеи – арт-директор Paradox Box Ильшат Байбурин, который для работы над брендом привлек 19 международных экспертов. Его компания выиграла в конце прошлого года конкурс госкомтуризма республики и получила 2,7 млн бюджетных рублей.


Еле слышный гул пронесся по залу лишь однажды – когда господин Байбурин представил логотип со словом Башкирия. Но гул практически сразу стих. Основную часть времени зрители слушали молча. Уверенность, с которой автор приводил аргументы в пользу избранной стилизации и визуализации, передалась и залу. А глава республики, оценив идею как «интересную», развеял последние сомнения у публики.

По словам автора, логотип Terra Bashkiria создан по аналогии с латинской Terra Incognita – «земля неизведанная». Аналогия вызвана тем, что, как показывают соцопросы, 68% респондентов ничего не знают о Башкирии, а «неизвестное всегда притягивает». Слоган «Душа Урала. Сердце Евразии» основан на географическом расположении, а в основу логотипа лег национальный орнамент, где каждый цвет обозначает направление туризма: зеленый – летний отдых, сплавы, конные маршруты, синий – горнолыжка, коричневый – музеи и экскурсии.

Несколько более современный бренд, чем, видимо, ожидала публика, породил у публики вопросы о том, как его использовать. Глава предложил продвигать его через ведущие спортивные команды региона – футбольную «Уфа», хоккейный «Салават Юлаев», воллейбольный «Урал». Причем, добавил он, использование бренда открыто для всех и абсолютно бесплатно.

Председатель госкомитета по туризму и предпринимательству РБ Вячеслав Гилязетдинов отмечает, что реализовать предложение главы будет «недорого и эффективно». Кроме того, по его словам, в ближайшее время планируется начать работу с продавцами сувенирной продукции, а также с несколькими модельными агентствами – для показов одежды с логотипом Terra Bashkiria. На всех выставках, событиях, встречах, куда поедут представители ведомства, начиная с сегодняшнего дня, также будет присутствовать новый логотип.

К продвижению бренда госкомитет планирует активно привлекать бизнес. Первые обращения от частных компаний, как сообщил господин Гилязетдинов, уже поступили.

– Мы определили два основных брендораспорядителя – это центр развития туризма и многопрофильный информационно-аналитический центр «Уфа», позже возможно их будет больше, – рассказал RBtoday глава госкомтуризма. – Мы будем следить за тем, чтобы он не был искажен и его размещали в достойных местах. Кроме того, он будет размещать на билбордах на въезде в город, в республику.

В госкомитете, по словам собеседника, уже в зимний сезон планируют войти «с новым флагом, с новым знаменем». По оценкам экспертов, новый бренд поможет уже в этом году увеличить турпоток на 10-15%. Механизм расчета не уточняется.

Менять бренд или не менять?

Общественность пока осторожна в оценках, но в целом новый бренд и логотип восприняты положительно. По словам директора Communications Agency R&R Раиса Габитова, «бренд выполнен на очень высоком, даже международном уровне». При этом он подчеркивает, что без активного пиара эффективность от его внедрения останется низкой.

– Как и любой бренд, его нужно массово тиражировать. Чем больше будет различных поездок, мероприятий с его активным вовлечением, тем он будет лучше развиваться. Даже самый гениальный бренд требует мультиплицирования и тиражирования. Сейчас важно наполнить его содержанием.

Господин Габитов отмечает, что авторы сумели создать яркую, современную форму национального колорита.

– Осталась народность, это все тот же башкирский ковер, – отмечает он. – Предварительно бренд уже получил положительную оценку власти, бизнес-сообщества. Элита приняла, остальные тоже примут, просто чуть позже. Привыкнут и скажут, что это лучший бренд.

Генеральный директор ООО «Урал-батыр», депутат госсобрания Кинья Кускильдин не согласен с этим утверждением и считает, что бренд все же стоит скорректировать.

– Вопрос однозначно спорный, но презентация была проведена очень профессионально, – говорит он. – Преподнесли все очень красиво, убедительно. Жирной точкой стала речь Рустэма Хамитова (призвавшего не политизировать процесс – прим.ред.), она стала своего рода компромиссом. Те, кто присутствовал на презентации, принял этот логотип, потому что нам подробно объяснили, что и почему. Но в интернет-пространство сейчас выходит просто логотип – пиксельное изображение цвета и название Terra Bashkiria. И у людей, конечно, много вопросов возникает и даже возмущение. Поэтому нужна разъяснительная работа. Ну и все-таки некоторые корректировки, наверное, стоит сделать. Меня не убедили по названию, хотя сделали это профессионально. И само по себе пиксельное размытое изображение ни о чем не говорит тому, кто не был на презентации. Я видел рабочие материалы, где на логотипе был четко нарисованный башкирский узор, без размытости. Я думаю, если сделать так, все встанет на свои места.

Начальник аналитического управление Конгресс-бюро Башкортостана Екатерина Телина главным преимуществом созданного туристического бренда увидела «сформулированный смысл» и «универсализм».

– Визуализация в принципе могла быть любой, а вот вычленить сущность территории, оформить ее в слова дорогого стоит. Верным видится прочтение башкирского орнамента через стилизацию – в современном ключе, а не в лоб. Да, бренд получился обо всем, универсальным и применимым практически к любой области. Убери слово «Башкирия» и замени на условную Карелию, получишь вполне прекрасную и правдивую «Терра Карелия». С другой стороны, Башкирия многоплановая. Ну, не получается в нашем случае сфокусироваться только на одном преимуществе региона, например, на горном туризме или санаторно-курортном направлении. Поэтому универсализм нового бренда здесь оправдан.

Что касается дальнейшей жизни бренда и его использования, все зависит от того, насколько он ляжет на сердце жителям республики, насколько они начнут его применять в сфере своей деятельности, создавать «сувенирку», предметы быта с новой айдентикой и так далее. Безусловно, бренд нужно максимально использовать в создании медийных проектов, которые рассчитаны на внешнюю коммуникацию региона.

Госпожа Телина уверена, что на появление устойчивой ассоциации с Terra Bashkiria должно пройти время – «не год и не два». Параллельно, по ее мнению, нужно формировать «начинку» – новые туристические продукты и услуги.  Иначе вся работа будет напрасной.

Исполнительный директор Альянса туристических агентств Наталья Осипова считает, что однозначной оценки быть не может в принципе.

– Все зависит от конкретного туриста, – рассуждает собеседница. – Если я, например, была в Башкирии и знаю о вашем меде, Салавате Юлаеве, курае, мне это будет интересно. Я вообще не сторонник, когда брендирование уходит в сторону гламура, я бы все-таки придерживалась традиций края. Что касается возможного увеличения турпотока, мне интересно, как за счет бренда можно рассчитать его увеличение. На мой взгляд, это сделать просто невозможно, потому что все зависит от предпочтений туриста и от предложений, которые подаются под брендом. Если предложение будет неинтересным, бренд не сыграет никакой роли.

 

Ранее по теме:
Фоторепортаж с презентации туристического бренда Башкирии
В Уфе представили туристический бренд республики Terra Bashkiria

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Честно говоря не однозначное у меня отношение к выбранной цветовой гамм. Природа Башкортостана чиста, 2/3 территории заняты лесами — моя ассоциация — зеленая трава, голубое небо, чистейший воздух и родниковая вода. Этого мне так не хватает в новом бренде, именно цветов жизни и роста.
    Одни скажут, что нужно придать новизны, освежить то, что было. Я тоже скажу ДА, обязательно нужно! Но не революционно, а созидательно, учитывая все лучшее, что в нас есть, развивая и приумножая это!

  2. Черный цвет на фоне радужного оформления — это не цвет Башкирии.
    Рекламщики в США например не рекомендуют совсем использовать в рекламе черный цвет…

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя