На обеспечение социальных обязательств в текущем году бюджет республики выделит 1,2 млрд руб., из них 60% – на закупку новых карет скорой помощи и школьных автобусов.  По словам экспертов, закупка «скорых» позволит частично сократить аутсорсинг транспорта. 

Из казны Башкирии планируется выделить 1,2 млрд руб. на обеспечение социальных обязательств, в числе которых закупка школьных автобусов, карет скорой помощи. Соответствующие изменения в бюджет республики на текущий год внесут депутаты госсобрания на ближайшей сессии.

Из них 482,6 млн руб. направят на приобретение 172 карет «Скорой», 242,3 млн руб. – на 130 школьных автобусов.

ДОЛГОЖДАННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ

Об износе автопарка «Скорой» говорят уже давно. Неудовлетворительное техническое состояние машин неоднократно становилось причиной ропота работающего на них медицинского персонала. По данным пресс-службы министерства здравоохранения Башкирии, в республике задействованы 470 карет скорой помощи, износ автопарка оценивается в 70%. Правительство распорядилось выделить 482,5 млн руб. на приобретение 172 машин.

– Автомобили скорой медицинской помощи будут приобретены прежде всего для обновления автомобильного парка учреждений здравоохранения в сельской местности. Выделенные средства позволят обновить изношенный автопарк более чем на треть, – пояснили в минздраве.

Главврач Станции скорой медицинской помощи Уфы Марат Зиганшин оценивает уровень износа карет «Скорой» как «высокий».

– Сегодня высок износ автомобилей скорой медпомощи. На одном санитарном автомобиле работают посменно четыре водителя. Если обычный автомобиль работает в день 4–6 часов в режиме движения, то у нас круглосуточно. Износ колоссальный. В связи с большим износом развиваем аутсорсинг. Если сейчас будет закуп, и Уфа получит автомобили, мы сможем частично сократить долю аутсорсинга. Сегодня 50% автомобилей поставляют частные компании и 50% автомобилей имеются в составе нашего автохозяйства, – рассказал он.

Одна из медсестер-анестизистов реанимационной бригады сообщила RBtoday, что с 2014 года им передали всего одну машину скорой помощи.

– По закону, у нас должен быть автомобиль класса «С» – реанимобиль. Однако единственный реанимобиль находится в бессрочном ремонте в автохозяйстве Станции скорой медпомощи. Автомобиль другого класса не подходит из-за невозможности установить всю необходимую нам аппаратуру. К примеру, в автомобилях класса «В» нельзя установить 10-литровый баллон с кислородом, который дает возможность длительной перевозки больных. В результате мы вынуждены пользоваться двухлитровыми баллонами. Приходится гадать, хватит ли их на дорогу. В автомобилях при движении возникает тряска, а это может повредить медицинское оборудование.

БЕЗОПАСНОСТЬ – ШКОЛЬНИКАМ

Закупка школьных автобусов связана с введением запрета на организованную перевозку групп детей в автобусах массой до 5 тонн, с момента выпуска которых прошло более 10 лет. Запрет – одна из норм постановления российского правительства, принятого еще в 2013 году. Однако введение нормы откладывается уже в шестой раз. В июне этого года анонсировалось, что она начнет действовать с 1 апреля 2019 года, но в начале августа кабмин вновь сделал отсрочку – до 30 июня 2020 года. Запрет распространяется на заказные (на экскурсии, спортивные соревнования, базы отдыха и пр.) и школьные перевозки – доставку детей до мест учебы.

Повышенные требования к возрасту автобусов в правительстве объясняли прямым влиянием неисправности транспорта на уровень аварийности. В общественном совете при Минтрансе РФ заявляли, что запас прочности автобусов после десяти лет службы снижается в полтора-два раза, и соответственно в разы увеличивается риск отказа работы систем. Причем 30% отказов связано с рулевым управлением и тормозной системой.

В СМИ регулярно попадает информация о резонансных ДТП с участием автобусов. По данным ГИБДД, в целом по России количество смертельных случаев в таких авариях в 2017 году выросло на 30% по отношению к 2016 году. По информации УГИБДД по Башкирии, в республике за последний год ДТП с участием школьных автобусов не было.

По данным министерства образования Башкирии, на сегодня парк школьных автобусов составляет 1244 автобуса. Как сообщили в пресс-службе ведомства, по заявке муниципалитетов в 2018/19 учебном году необходимо закупить 208 школьных автобусов, в том числе 127 на замену перешагнувших допустимый порог эксплуатации (2007, 2008 года выпуска). С 2013 по 2018 год министерство закупило 775 машин, в том числе 124 автобуса за счет федерального бюджета.

В прошлом году российское правительство выделило республике еще 41 школьный автобус.

На выделенные региональным правительством 242 млн руб. в ближайшее время планируется приобрести 130 школьных автобусов, в число которых войдет порядка 60 автобусов, необходимых на замену устаревшего парка.

Таким образом, положение школьного автопарка в Башкирии лучше, чем в целом по стране. Так, по данным ГИБДД, показатель износа российского школьного автопарка достигает 30–40%.

Как показывает опрос чиновников в нескольких районах, ситуация далека от критической. По словам замглавы администрации Аургазинского района по социальным вопросам и кадрам Сергея Цуканова, из 24 автобусов, перевозящих 800 учащихся, предельный срок эксплуатации истекает у трех в 2019 году. Пока поданные руководством района заявки остались без ответа. В Ишимбайском районе сообщили, что из 25 автобусов в 2019 году срок истекает у пяти машин. Два из них планируется списать, на закупку одного нового автобуса уже подана заявка в минобразование.

Чуть похуже в Бижбулякском районе, где, по данным начальника хозгруппы отдела образования района Саубана Хабирова, уже три автобуса должны быть сняты с эксплуатации.

– В нашем районе в подвозе школьников задействовано 22 автобуса. Они перевозят 665 детей. Три автобуса старше 10 лет – два «пазика» и УАЗ «буханка». УАЗ вообще не приспособлен для перевозки детей, администрация купила его на собственные средства. Он задействован на очень труднодоступном опасном участке, удаленном от райцентра. Мы давно ждем замену ему, автобус здесь нужен переднеприводный, но пока приходится старый латать. Заявки подали, обещают. В следующем году 10 лет исполнится еще двум автобусам ПАЗ. Так что общая потребность района – пять автобусов.

В прошлом году Иглинский и Уфимский районы решили опробовать систему аутсоросинга. Но уже в сентябре эксперимент признали неудачным, прежде всего из-за серьезной нагрузки на районный бюджет. Впрочем, замглавы администрации Иглинского района Альберт Валиахметов, напротив, результатами доволен.

– В нашем районе 24 школьных автобуса перевозят 1793 ученика. Обеспеченность 100%. Автобусы в хорошем техническом состоянии. Мы довольны. Сейчас возраст одного автобуса подходит к 10 годам. Мы подали заявку, принято решение о покупке нового.

В текущем учебном году аутсорсинг ввели в Учалинском районе, Уфимский, взвесив все «за» и «против», отказался.

Ну а тем районам, у которых автобусы совсем «уставшие», 130 новеньких машин явно пригодятся.

– Новые автобусы – это, прежде всего, безопасность и комфорт для наших детей, – говорит Алия Садыкова, мама двоих школьников. – В старом было холодно, да и ремонтировали постоянно. Глядишь, мои мальчишки и учиться лучше станут.

Авторы: Влада Шипилова, Роман Якимчук

Фото: Владимир Ковальчук

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя