Всероссийский проект «Гастрономическая карта России» доехал до Башкирии. Его команда совместно с рестораторами и производителями отберет характерные блюда башкирской кухни и разработает их стрит-фуд версии. Во время автопробега проект посетит все регионы страны, в которых представит национальные кухни. Целью организаторов является развитие туризма, для которого гастрономия должна стать точкой притяжения. Параллельно задумана популяризация мобильной торговли, которую называют новым трендом 2019 года. Однако сами предприниматели пока не спешат приобретать фуд-траки.

Гастрономия – двигатель туризма

Команда Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России» во главе с его координатором Екатериной Шаповаловой при содействии госкомитета Башкирии по предпринимательству и туризму приехала в Уфу, где его участники совместно с рестораторами и производителями отобрали лучшие продукты и блюда башкирской кухни и оформили в формате стрит-фуд – чтобы они умещались на ладони (one-hand-food). Мобильный фестиваль побывает во всех регионах страны, где представит гастрономическую культуру республики и других посещенных мест с целью продвижения национального туризма.

– Я, как туртехнолог, который проработал более 20 лет в сфере выездного туризма, могу точно сказать, что гастрономического туризма в России не существует. И туризм в нашей стране не развит, – говорит госпожа Шаповалова. – Мы начали рассматривать стрит-фуд и уличную торговлю как один из важнейших аспектов продвижения туризма и гастрономической культуры регионов.

Екатерина Шаповалова с караваем из Нижнего Новогорода, фото Олега Жирова
Команда Гастрономической карты России, фото Олега Жирова

Проект создан Федеральным агентством по туризму в сотрудничестве с Минсельхозом, Министерством иностранных дел, Федерацией рестораторов и отельеров и Российским экспортным центром. Партнером выступает автозавод ГАЗ, который предоставил участникам 11 оборудованных фуд-траков. «Гастрономическая карта России» запускалась в 2017 году – за год до чемпионата мира по футболу. Тогда в ходе трех экспедиций участники посетили  десять регионов, в том числе города-организаторы ЧМ. До начала мундиаля команда разработала и «нанесла на карту» несколько блюд от каждого региона.

– Перед нами стояла задача, как в рамках чемпионата мира по футболу представить региональные продукты. Благодаря автозаводу ГАЗ мы поняли, что можем сделать мобильную версию гастрономической карты России, – рассказала на пресс-конференции Екатерина Шаповалова.

Башкирия стала первым регионом, куда «Гастрономическая карта России» приехала после окончания чемпионата. По ее словам, на фестивале в Нижнем Новгороде в июне Башкирию представила компания Sweet Honey, которая презентовала региональный бренд «Башкирский мед». Площадку посетили более 15 тыс. человек. Благодаря меду о республике узнали хорваты, бразильцы, китайцы, перуанцы, отметила госпожа Шаповалова.


По данным Всемирной туристской организации, 79% путешественников выстраивают маршруты, предварительно изучив календарь гастрономических событий и особенности местной кухни. Каждый третий турист в мире рассматривает национальную кухню как важную составляющую турпоездки.


На фестивале в Уфе местные рестораторы и производители попробовали приготовить блюда башкирской кухни в фуд-траках, предоставленных участниками проекта. По словам координатора проекта, участие приняли представители малого и среднего бизнеса. Были представлены вак-беляш с кониной, куллама, разложенная небольшими порциями, кыстыбый. Также специалисты смоделировали первые версии «башкирского завтрака» по аналогии с английским континентальным завтраком и «башкирского пикника». В «башкирский завтрак» были включены красный творог «эремчек», толстые пшенные блины, табикмак, миниатюрные тонкие блинчики коймак, вак-губадия, баурсак, хворост «Урама», мед с сотами, казылык, пшенная каша с тыквой, кыстыбый, диетическая прессованная конина. «Башкирский пикник» представляет собой продуктовый набор, в который войдут кумыс, конина, лепешки. После того как будет сформирован бренд «башкирский завтрак», любая гостиница сможет его включить в свое меню, сообщил исполнительный директор Ассоциации агротуризма Башкирии Салават Гареев.

К примеру, в гостинице «Хилтон Гарден Инн Уфа» наряду со «шведским столом» есть уголок башкирской кухни, где предлагаются чай и выпечка. В принципе, традиционный завтрак уже есть, просто он не фигурирует, как «башкирский», – отметил Салават Гареев.

Кыстыбый от «Пышки», фото Олега Жирова
В тесто добавляются овощные соки, чтобы сделать кыстыбый цветными, фото Владимира Ковальчука
За ними выстроилась большая очередь, фото Владимира Ковальчука
Мини-куллама, фото Олега Жирова
Вак-беляш с кониной, фото Олега Жирова

Мобильная торговля – новый тренд

Председатель республиканского госкомитета по предпринимательству и туризму Вячеслав Гилязитдинов считает, что включение региона в «Гастрономическую карту России» послужит также мерой поддержки башкирских предприятий малого и среднего бизнеса в сегменте общественного питания, станет стимулом для увеличения экспорта региональных продуктов и роста экономики республики.

– В пиковые дни на горнолыжных курортах собираются несколько тысяч человек. Стационарные точки питания соответствующей мощности в дни «несезона» нерентабельны. Имея фуд-траки, мы сможем обслуживать любые события быстро, вкусно и хорошо, – считает господин Гилязитдинов.

Мобильную торговлю Салават Гареев назвал новым трендом 2019 года. По данным госкомтуризма, интерес к стрит-фуду на колесах уже проявили бизнесмены с развитой сетью ресторанов или кафе. Например, если дальнейшее расширение нерентабельно, а ресурсы есть. Один фуд-трак на базе ГАЗели Next стоит от 3 млн руб., сообщил директор автоцентра ГАЗ «Луидор-Уфа» Сергей Шапошников. Покупка машины обойдется дешевле открытия магазина, отмечает он.

Фуд-трак, фото Владимира Ковальчука

Предполагается, что после окончания фестиваля мобильной кухни в регионах найдутся желающие продолжить проект «Гастрономической карты России» и продавать блюда национальной кухни. Республиканские госкомитеты по туризму и торговле разработают программу для предпринимателей, которая поможет им с наименьшими затратами закупить фуд-траки, говорит Салават Гареев. По его словам, у минсельхоза действует программа субсидирования сельхозпроизводителей, в рамках которой бизнесмены могут вернуть до 50% вложенных средств. Сейчас надо определить юридический статус фуд-трака и понять, подходит ли мобильный стрит-фуд под эти условия, сообщил он.

Также господин Гареев отметил, что приобретением фуд-траков заинтересовались сеть быстрого питания «Пышка» и сеть ресторанов «Лидер групп». Однако сама владелица группы компаний «Пышка» Расима Мусина заявила, что пока не будут решены правовые вопросы размещения фуд-траков, об их приобретении думать рано. В настоящее время в законодательстве нет понятия мобильной торговли, а правила ее ведения такие же, как и для стационарных точек питания, говорит Сергей Шапошников. К примеру, владелец автомобиля для мобильной торговли может его ставить только в тех местах, которые согласованы с городской администрацией, ехать в другое место не имеет права. Разницы между фуд-траком и обычным магазином нет никакой, подчеркивает господин Шапошников. В настоящее время, по его словам, Министерство промышленности и торговли России готовит поправки в закон о торговле, которые должны быть рассмотрены в Госдуме в осеннюю сессию.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя