Озвученные на Петербургском экономическом форуме результаты рейтинга инвестиционной привлекательности АСИ оказались неоднозначными для Башкирии. Несмотря на положительную динамику по многим параметрам, республика не попала даже в 20-ку. На заседании проектного офиса в региональном правительстве его члены пришли к выводу, что необходимо изучить опыт пяти самых успешных регионов и внести изменения в методологию расчета некоторых показателей. Однако, по мнению экспертов, говорить о необъективности рейтинга АСИ неправомерно.

Правительство Башкирии провело заседание проектного офиса, на котором чиновники обсудили итоги национального рейтинга состояния инвестиционного климата по результатам 2017 года, составленного Агентством стратегических инициатив (АСИ). Напомним, Башкирия не попала в 20-ку лучших регионов, спустилась на 10 позиций и заняла 23-е место. Поскольку рейтинг используется для оценки работы глав регионов, понятно, что текущее положение дел не устраивает руководство республики. Еще в 2016 году глава Башкирии Рустэм Хамитов называл 20-е место «не нашим уровнем», а премьер-министр республики Рустэм Марданов ставил задачу войти в десятку лучших субъектов. Вероятно, те же цели поставлены перед ответственными и в этот раз. Судя по всему, выпадение из 20-ки лидеров явилось для всех неожиданностью.

Замминистра экономического развития республики Гульнара Шафикова комментировала, что, несмотря на снижение общей позиции, практически по всем ключевым показателям наблюдается положительная динамика. Башкирию вытеснили другие регионы, которые подтянулись и активизировались, поясняла она. Автоматически повысились и критерии оценки. Однако есть и объективное ухудшение.

Согласно рейтингу, в Башкирии неудовлетворительное качество регионального законодательства о механизмах защиты и поддержки инвесторов: недостаточно нормативных актов о гарантиях, о механизмах поддержки инвестдеятельности, о защите прав предпринимателей, а существующие документы непонятны. Здесь республика, которая и раньше не была в лидерах, по итогам 2017 года вообще переместилась из группы «С» в «D». Ответственными в этой части являются минэкономразвития республики и уполномоченный по правам предпринимателей. В июле-августе состоится совещание ведомств по этой теме. Пока предложения, как исправить ситуацию, в протоколе по итогам совещания (копия есть в распоряжении RBtoday) не отражены.

Выросло среднее количество процедур по выдаче разрешений на строительство. Если в 2016 году нужно было пройти около 10, то в прошлом году – уже 11 при лучшем показателе 7.55 в других регионах. Здесь республика сразу переместилась из группы «А» в группу «С». Соответственно ухудшилась оценка работы органов власти, по которой Башкирия также вылетела из «А» в «В».

Зампредседателя республиканского Госкомитета по строительству и архитектуре Артем Ковшов сообщил RBtoday, что показатель является опросным и несет в себе субъективный (человеческий) фактор.

– Застройщиков спросили, сколько действий необходимо было сделать, чтобы получить разрешение. Кто-то один документ сдавал два раза, поскольку некорректно оформил. У него вместо одного получилось два действия. У нас в соответствии с целевой моделью рейтинга АСИ и Градостроительным кодексом всего восемь процедур. Но есть муниципалитеты, которые при предоставлении услуг просят дополнительные согласования. Например, проектная документация для строительства магазина должна согласовываться с органами коммунально-бытового обслуживания. С точки зрения жизненного цикла такого объекта это правильно, но отдел муниципалитета, который выдает разрешение на строительство, должен сам провести эту процедуру, – пояснил он.

По мнению господина Ковшова, правильным решением будет переход на подачу и выдачу документов в электронном виде – это сразу исключит человеческий фактор. В текущем году услуги по выдаче разрешений в электронном виде должны составить до 30% от общего объема. Также ведомство намерено разработать информационную систему обеспечения градостроительной деятельности.

Сразу по двум показателям регион ушел из «В» в «D». Более чем в два раза выросло количество запрашиваемых дополнительных документов у предприятий – в среднем с 1,2 до 3,2, и участились контрольно-надзорные мероприятия в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей. Чтобы исключить избыточные проверки и остановить «закошмаривание» бизнеса, аппарат правительства республики предлагает утверждать форму проверочных листов, размещать и актуализировать на сайтах госорганов перечни с обязательными требованиями к юрлицам и уведомлять о недопустимости их нарушения. Госкомитету по строительству и архитектуре поручено разъяснить муниципалитетам, что недопустимо требовать документы, не предусмотренные регламентами. Также до 20 июля аппарат республиканского правительства, Управление Росреестра и РГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» должны проработать вопрос по организации для ИП и юрлиц отдельных окон в МФЦ. До 6 июля аппарат правительства должен отправить в минэкономразвития республики сведения о проведенных в отношении бизнеса проверках федеральными контрольно-надзорными органами.

Самое заметное падение – из «В» в «Е» – произошло по качеству регионального инвестиционного портала, который курирует «Корпорация развития РБ». Показатели снизились практически по всем пунктам: наличию информации об инвествозможностях в регионе, документа с описанием инвестстратегии, плана создания объектов инфраструктуры и о подготовленных для инвесторов площадках, о планируемых и реализуемых инвестпроектах и доступной инфраструктуре, описанию мер поддержки инвестиций и инвестпроектов. Эта оценка вызвала искреннее недоумение у министра экономического развития Башкирии Сергея Новикова.

– И это вызывает больше всего недоумения. Мне непонятны такие оценки. Мы видим, что портал кардинально изменился в лучшую сторону. Все требования АСИ выполнены. Ранее на совместном рабочем совещании мы услышали пожелания экспертной группы АСИ по работе инвестпортала. Работа в этом направлении продолжится, – отметил он.

«Корпорации развития РБ» рекомендовано «сфокусировать внимание на наполнении интернет-ресурса актуальным контентом».

Начальник отдела маркетинга «Корпорации развития РБ» Анастасия Яруллина добавила в свою очередь, что «по целевым моделям у нас выполнение стандартов на 100%». По ее словам, нет четкой структуры оценки, а мнения экспертов зачастую субъективны.

Также аналитики АСИ сочли, что Башкирия в недостаточном объеме выдает поручительства за счет гарантийного фонда. Отношение объема предоставленных гарантий к сумме налоговых доходов Башкирии составило 1,1% (в 2016 году было 1,5%), и республика перешла из «А» в «В». Лучшая практика здесь – 4,2%.

– Ранее минфин неоднократно прогнозировал снижение значения, предлагая другим органам госвласти усилить работу по компетенции. Так, госкомитету Башкирии по предпринимательству было рекомендовано активизировать работу по увеличению объема выдаваемых поручительств за счет гарантийного фонда с учетом лучших практик регионов-лидеров предыдущих периодов. При этом предложения по дополнительным мероприятиям ни минфином, ни госкомитетом второй год не представлены, – сообщил Сергей Новиков.

В республиканском минфине RBtoday сообщили, что в соответствии с новой методикой АСИ из расчета показателя исключен объем предоставленных государственных гарантий, сохранилась лишь позиция по объему гарантий региональной гарантийной организации.По информации первого зампредседателя госкомитета по предпринимательству Вадима Утяшева, объем региональных гарантий даже увеличился по сравнению с 2016 годом. В 2016 году гарантийный фонд, которым распоряжается Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Башкирии, выдал 23 поручительства на сумму 205 млн руб., что позволило предпринимателям привлечь 372,5 млн руб. кредитов. В 2017 году было 25 поручительств на 308,7 млн руб., а размер привлеченных кредитов, обеспеченных фондом, вырос до 708 млн руб.

Неудовлетворительно предприниматели оценивают доступность кредитных ресурсов. Увеличивается число недовольных сроками кредитования и рассмотрения заявок, а также процессом оформления кредита. Больше всего не устраивают величина процентной ставки кредита, размер и тип залога.

– Данный фактор находится в компетенции госкомитета по предпринимательству и Нацбанка Башкирии, – отметил министр Новиков.

По его словам, Национальный банк предлагает расширить участие банков в госпрограммах льготного кредитования, усовершенствовать оценку кредитоспособности представителей малого и среднего бизнеса, внедрить новые кредитные продукты с учетом потребностей бизнеса, повысить финансовую грамотность предпринимателей. Организовать обучение бизнесменов поручено Госкомитету по предпринимательству до 27 июля. Вести ликбез будут специалисты Нацбанка. Также госкомитет предложил пополнить активы действующего Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и создать Фонды социальных предпринимателей и поддержки начинающих предпринимателей. В связи с этим ведомство до 13 июля должно представить показатели эффективности планируемых мероприятий по их созданию и дать конкретные предложения по источникам финансирования новых фондов.

Вадим Утяшев отказался сообщать подробную информацию про планируемые к созданию фонды, пояснив, что пока предложение не согласовано с правительством, говорить о них преждевременно. Что касается обучения предпринимателей, по его словам, госкомитет проводит его регулярно. Консультации организуются по правовым, финансовым вопросам, маркетингу, продвижению продукции. В прошлом году было обучено свыше 6 тыс. человек – около 5% от общего количества бизнесменов в регионе.

В протоколе заседания отмечено, что планируется внести изменения в методологию расчета показателей национального рейтинга. Соответствующие предложения до 29 июня должны были представить в минэкономразвития Башкирии ответственные исполнители. И в заключение – до 27 июля минэкономразвития и членам проектного офиса рекомендовано изучить лучшие практики по соответствующим показателям пяти самых успешных регионов, занявших в рейтинге первые места. Для этого запланировано посещение Тюменской области, Москвы, Татарстана, Санкт-Петербурга и Тульской области.

Врио председателя Уфимского федерального исследовательского центра РАН, доктор экономических наук Рустем Ахунов считает, что говорить о необъективности рейтинга АСИ неправомерно.

– Конкретных предложений по корректировке методологии расчетов на заседании проектного офиса я не слышал. Это дает основания говорить, что рейтинг объективен, все его признали и будут работать по нему дальше. Его главное преимущество в том, что он главным образом опросный, учитывает мнение предпринимательского сообщества по изменению инвестиционного климата в регионах, ориентирован на субъекты малого и среднего предпринимательства, – отмечает эксперт.

По его словам, на заседании в правительстве было принято решение усилить работу по разъяснению предпринимателям процедур, связанных с инвестклиматом. Например, как пользоваться предоставляемыми льготами, что нужно для получения разрешения. В заключение Рустем Ахунов подчеркнул, что благодаря рейтингу происходит некая стандартизация регионов в области инвестиционной деятельности и постоянное ужесточение целевых показателей.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя