Недоступность кредитов, необходимость оптимизации логистики, локализация производства – в Торгово-промышленной палате Башкирии обсудили проблемы бизнеса. Ответственный по привлечению инвестиций Александр Сидякин и и. о. президента ТПП РБ Тимур Хакимов пообещали содействовать в их решении. Для повышения информирования предпринимателей создается единый информационный портал, на котором можно будет получить всю информацию о мерах господдержки.

На круглом столе в Торгово-промышленной палате Башкирии с участием руководителя администрации главы Башкирии Александром Сидякиным представители крупного бизнеса обсудили инвестклимат региона, высказали свои проблемы и пожелания.

Открывая мероприятие, Сидякин отметил, что Башкирия – не самый бедный регион, однако по инвестклимату занимает «незаслуженную позицию» (23 место в рейтинге инвестклимата АСИ по результатам 2017 года – Прим. ред.)

– Наша задача – не одна-две позиции вперед, а десятки, – амбициозно заявил он.

Александр Сидякин сообщил, что правительство работает над запуском единого информационного портала для предпринимателей.

– Хотим его сделать лучшим в стране, чтобы он был информативным и удобным, где можно было бы вбить ИНН, и все продукты, которые существуют на рынке, связанные с мерами господдержки федеральными и республиканскими, были сразу предложены, – пояснил руководитель администрации.

Говоря о проблемах бизнеса, большинство присутствующих упомянули недоступные дорогие кредиты и высокие налоги. По мнению совладельца АО «Востокнефтезаводмонтаж» (башкирский подрядчик «Роснефти») Халита Бикмухаметова, бизнес сегодня переживает сложнейший период за последние 15 лет.

На это Александр Сидякин ответил, что страна находится в сложных макроэкономических условиях. По его словам, внешние инвестиции, которые могли использоваться до 2014 года, себя исчерпали, отток капитала продолжается.

– Наша задача – не надеяться на большого дядю, западного инвестора, который придет и начнет здесь в республике что-то инвестировать, – подчеркнул он.

Сидякин сравнил сегодняшнюю ситуацию с миниатюрой сатирика Аркадия Райкина: институты развития есть, а развития нет, и пообещал эту работу усилить.

Взявший слово гендиректор ООО «Кроношпан Башкортостан» Ардашер Курбаншо заметил, что как раз представляет «иностранного дядю, который решил инвестировать в республику». Он сообщил, что предприятие, расположенное в Уфе, тратит ежегодно около 30 млн евро на покупку сырья (дров) в других регионах. Главная проблема – локализация сырья и оптимизация дорожающей логистики.

Халит Бикмухаметов в свою очередь заострил внимание на специфике работы с вертикально-интегрированными компаниями, которые почти не работают с местными предприятиями. Президент ООО «Корпорация Уралтехнострой» Олег Аминов предложил создать такие условия для мега-компаний, таких как «Башнефть» и «Газпром», при которых они бы сами перешли на башкирских подрядчиков. Он привел в пример «Татнефть», для которой по негласному закону все заказы выполняют татарстанские предприятия.

И. о. президента Торгово-промышленной палаты Башкирии Тимур Хакимов сообщил, что одна из ближайших встреч бизнес-сообщества, которые планируется проводить на регулярной основе на площадке ТПП РБ, будет посвящена взаимодействию вертикально-интегрированных компаний и республиканского бизнеса.

– Надо найти легальный метод, чтобы поддерживать своих предпринимателей. Это касается «Транснефти», «Газпрома» и других компаний, – отметил он.

Представитель ГК «Крезол» и технопарка ГБУ «Нитиг» заявил о недостаточном развитии малотоннажной химии в республике, которая могла бы принести «моментальную прибыль», и призвал задействовать мощности созданного для этих целей нефтехимического кластера в Уфе, Стерлитамаке и Салавате, чтобы локализовать в Башкирии производство химических реагентов. В настоящее время их закупает за рубежом «Башнефть».

– Мы импортируем из-за рубежа огромное количество химических реагентов и с каждым годом номенклатура становится на порядок больше. Когда мы смотрим, что привозим, иногда очень смешно, потому что все это здесь есть, мы можем начать производить хоть завтра. Для этих целей был создан технопарк. Были выделены огромные деньги. Надо чуть-чуть помочь и все это будет работать, – пообещал он.

Примером успешного импортозамещения, добавил выступающий, является казанский технополис «Химград», куда вложено 1,8 млрд руб.

Сидякин поддержал идею, отметив, что Башкирия должна активнее привлекать на эти цели федеральные средства.

– Мы считаем, что планы салаватского подразделения «Газпрома» по строительству индустриального парка, расширению заводов в части газохимии должны быть поддержаны, но они требуют инвестиций порядка 300 млрд руб., – сообщил руководитель администрации главы, отметив, что вопрос развития «Нитиг» будет вынесен на «Инвестчас».

Генеральный директор ООО «Промтехстрой» Венер Гимазетдинов, являющийся собственником и руководителем уфимского бизнес-парка «Астра», поднял вопрос господдержки бизнес-парков: снижение налогов на имущество, уменьшение тарифов по энергоносителям, льготное кредитование, поиск резидентов парков, ГЧП. Также попросил проработать возможность выкупа земли под бизнес-парками по льготным тарифам.

– Без этого мы, конечно, не выживем. По технопаркам это все развивается неплохо, а вот по промпаркам, по бизнес-паркам, во всяком случае, я, наверное, может быть где-то упустил, но не очень, – отметил Гимазетдинов.

Тимур Хакимов пообещал вынести вопрос выкупа площадей на очередной «Инвестчас».

По мнению Александра Сидякина, промпарки должны стать повсеместным явлением, чтобы в каждом муниципальном районе была готовая площадка.

– Мы ведем большую работу, чтобы наложить планы развития естественных монополий на места, где мы можем разместить промышленные либо индустриальные парки, – добавил он.

На круглом столе также присутствовал гендиректор международного аэропорта «Уфа» Александр Андреев. Рассуждая о причинах отсутствия прямых авиарейсов между крупными городами, он подчеркнул, что нет координации между бизнес-кругами разных пунктов полетов.

– Существующая степень развития въездного туризма не позволяет нам, в частности, открывать прямые авиарейсы. Вместе с тем у аэропортов есть стратегия соединения всех городов-миллионников. Кто будет выступать площадкой, чтобы задача реализовалась? Очевидно, не сам аэропорт, – подчеркнул он и попросил ТПП принять участие в решении этой задачи.

Кроме того, Александр Андреев отметил, что у нас не структурированы бизнес-потоки для полетов в Европу. В результате из-за низкой загрузки «Чешские авиалинии», к примеру, прекращают прямые рейсы в Прагу.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя