Депутаты от КПРФ внесли в Госдуму законопроект о госрегулировании цен на бензин и дизельное топливо. Они полагают, что таким образом потребителей удастся защитить от постоянного роста цен. Федеральная антимонопольная служба в ответ на это уже заявила, что законопроект может противоречить договоренностям в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Эксперты расходятся в оценке законопроекта.

Авторы законопроекта предлагают устанавливать предельную цену на топливо с 2019 года, и таким образом, защитить потребителей от постоянного роста цен.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, причины роста цен носят преимущественно не рыночный характер, а связаны с реализацией налогового маневра (предполагает снижение экспортной пошлины на нефть в течение шести лет с 30% до 0% и одновременный рост налог на добычу полезных ископаемых — прим.ред.). Эта мера привела к тому, что экспортный рынок «стал премиальным относительно внутреннего рынка, и внутренние цены на нефтепродукты выросли».

– Предлагаемая мера позволит обеспечить механизм государственного регулирования ценообразования…и гарантировать защиту потребителей от сильных ценовых колебаний, – говорится в документе.

Напомним, в Уфе в этом году цены на бензин повышались семь раз. По состоянию на 30 мая, когда стоимость выросла в последний раз, литр АИ-92 стоил 40,3 руб., ATUM-92 – 40,9 руб., ATUM-95 – 43,3 руб., дизтоплива – 43,5 руб. С начала года топливо в России подорожало более чем на 8%. В итоге российское правительство снизило акцизы на бензин и дизель, а также договорилось с нефтяными компаниями о заморозке цен и увеличении поставок на внутренний рынок. После этого федеральные власти заявили, что резкого скачка цен на бензин не ожидается.

Как сообщала газета «Ведомости», Федеральная антимонопольная служба в этом году возбуждала несколько дел в регионах из-за ценовых скачков на бензин. Однако затем эксперты в федеральных СМИ констатировали, что регуляторы рынка – ФАС и Минэнерго – потеряли контроль над ситуацией. Сегодня руководитель ФАС Анатолий Голомолзин, комментируя инициативу коммунистов РИА Новости, отметил, что это может противоречить договоренностям в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

– Введение государственного регулирования цен на бензин может противоречить договору Евразийского экономического союза, которым закреплена договоренность государств-членов о проведении скоординированной энергополитики, основанной на рыночном ценообразовании, – сказал он.

Комментарии участников топливого рынка Башкирии оперативно получить не удалось.

По словам научного руководителя и замдиректора АО «Институт нефтехимпереработки» Эльшада Теляшева законопроект, внесенный коммунистами, это «маленький шаг в сторону баланса в экономике», и если его примут, он «будет на пользу всем».

– Директивное планирование наравне с абсолютно свободным рынком это крайности, – рассуждает эксперт. – Ну у нас ситуация пока ближе к дикому рынку, регулятор в России, в отличие от европейских государств и США, свои функции не выполняет. В экономике баланс пока сдвинут в сторону бизнеса и он должен быть отрегулирован. Опасаться того, что принятие законопроекта приведет к директорике, не стоит. Для этого достаточно посмотреть на состав правительства, Госдумы, где есть как представители либерал-демократии, так и защитники интересов государства и народа.

Руководитель информационно-аналитического центра RUPEC Андрей Костин считает внесенный законопроект спекулятивным. Он полагает, что сбыт и переработку нельзя оценивать и регулировать отдельно друг от друга, а только в комплексе.

– Подобные законопроекты – это вопрос распределения потерь из одного кармана в другой. Если мы зафиксируем цены на топливо, в рознице безотносительно внешней конъюктуры заплатит за это либо бюджет, либо нефтеперерабатывающая отрасль, – поясняет эксперт. – А поскольку отрасли и так тяжко приходится, она, если откажется бюджет, вполне может разгрузить мощности и сократить производство топлива. И тогда мы получим дефицит циклопического масштаба, и начнем импортировать по соответствующим ценам. Что касается цен, целевой уровень в опте  уже косвенно заложен в законах, завершающих налоговый маневр. Это ориентиры, вокруг которых по задумке правительства должна колебаться цена. В какой-то степени это можно назвать развитием государственного регулирования цен на топливо, ведь неявно в виде сдерживания розничных цен оно присутствует уже давно.

Господин Костин не согласен с тем, что причинами роста цен на топливо стала исключительно реализация налогового маневра, и видит одной из главных причин введение бюджетного правила (на все доходы от продажи нефти по цене свыше $40 за баррель Минфин РФ покупает валюту и направляет ее в Фонд национального благосостояния. – прим.ред.)

– Бюджетное правило фактически отвязало российскую валюту от цен на нефть, – поясняет эксперт. – Раньше для внутреннего рынка внешние ценовые колебания были почти не чувствительны. Теперь рубль не зависит от нефти. Соответственно когда в этом году нефть начала стремительно дорожать, мы это сразу почувствовали: маржа переработки начала падать еще с конца 2017 года, и к весне возможные скидки для внутреннего рынка достигли предела. Это основная причина того, что произошло в апреле–мае. Можно сколько угодно рассуждать о том, что на рынке есть какие-то злые силы, но это не так.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Госрегулирование цен на топливо возможно только акцизами, экспортными пошлинами и маневрами на курсе рубля. Либо кардинальным изменением в сторону социализма. То есть национализация нефтяных компаний.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя