Власти Башкирии намерены существенно увеличить долю малого и среднего бизнеса в объеме республиканского экспорта. Но пока это желание имеет одностороннее движение: государство формирует меры поддержки, но, по словам представителей Российского экспортного центра, бизнес малоактивен в их использовании. Бизнес же в свою очередь жалуется на то, что в основном вынужден самостоятельно пробиваться на внешние рынки, набивая массу шишек.

ПОПЫТКИ ПОКА ВСЕ ЕЩЕ КАК ПЫТКИ

Власти Башкирии намерены увеличивать число субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в общем объеме регионального экспорта на 10% ежегодно. Такую задачу озвучил глава госкомитета республики по внешнеэкономическим связям Руслан Мирсаяпов в ходе международного экспортного форума «Время экспортировать», проходившего на прошлой неделе в Конгресс-холле.

– Это довольно амбициозная цифра, поскольку для МСП экспортная деятельность часто не является приоритетной, – подчеркнул он.

По данным госкомитета, в настоящее время 85% экспорта приходится на средние и крупные предприятия Башкирии. При этом по количеству предприятий «крупняк» занимает всего 10% от общего числа экспортеров, а около 90% – как раз представители МСП, но объемы их поставок слишком малы. Так, за девять месяцев текущего года объемы экспорта МСП не превысил 500–600 млн руб., в то время как общий экспорт Башкирии составил $3,4 млрд (около 223 млрд руб.).

– Сумма очень небольшая, но есть большие перспективы, – отметил господин Мирсаяпов.

Для мотивации предпринимателей в республике запустят в 2019 году программу поддержки экспорта региональной продукции. Поддержка, в частности, подразумевает компенсацию затрат на поставку пробных партий продукции в те страны, куда этот товар ранее не экспортировался. На эти цели выделят 20 млн руб. Ожидается, что поддержку получат около 100 предприятий.

Год назад в Уфе открылось обособленное подразделение Российского экспортного центра (РЭЦ). РЭЦ осуществляет поиск клиентов, организует бизнес-миссии с участием членов правительства, оказывает бизнесу кредитно-гарантийную поддержку. По данным руководителя подразделения Риммы Бойцовой, за январь–сентябрь 2018 года помощь РЭЦ получили около 200 предприятий. Если сравнивать с Удмуртской областью, показатель неплохой – у соседей в пять раз меньше. Сегодня РЭЦ субсидирует 80% расходов на транспортировку высокотехнологичной продукции и 50% – на поставку продукции сельского хозяйства. В этом году компаниям в качестве компенсации на транспортировку возместили около 100 млн руб. Также РЭЦ компенсирует до 90% расходов на сертификацию продукции, до 70% – на патентование, до 100% – на оплату пошлин на патенты, до 80% – на конгрессно-выставочные мероприятия для компаний МСП и до 50% – для крупных компаний, полностью оплачивает бизнес-миссии.

И однако же, по словам госпожи Бойцовой, башкирские компании неактивные, РЭЦ «фактически навязывает им свою поддержку». Как отметила она в ходе пленарного заседания, предприниматели с трудом выходят за пределы Башкирии, чтобы включиться в межрегиональные поставки, а о выходе за пределы России мало кто помышляет вообще. Среди основных проблем, буксирующих этот самый выход, – необходимая для экспортируемого товара сертификация, выстраивание логистики, сложности с оплатой поставленных товаров и услуг. Главной проблемой называют высокую стоимость транспортировки, связанную с расположением Башкирии.

– Одна из главных задач – показать региональным малым и средним предприятиям, что экспорт – это реальность, необходимо пробудить их аппетит к экспортной деятельности, показать, что небольшие компании могут стать игроками глобального рынка, а не только работать внутри страны, – подчеркнула Римма Бойцова.

Руслан Мирсаяпов, в свою очередь, отметил, что взамен возможных рисков предприятия получают другую маржинальность. По его словам, многие из тех, кто выходит на экспортный рынок, в течение года–двух понимают, что намного интереснее работать на экспорт, чем на внутренний рынок, даже с такими не совсем традиционными продуктами, как кондитерские изделия.

– Казалось бы, легче всего их продавать у себя дома, но, как выясняется, цена, которую зарубежные покупатели готовы платить, многократно перекрывает риски и выводит предприятие на новую степень экономической эффективности, – пояснил он.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

Организаторы международного форума «Время экспортировать» – госкомитет Башкирии по внешнеэкономическим связям и уфимское подразделение РЭЦ – явно рассчитывали выйти на прямой диалог с предпринимателями. Власти со своей стороны рассказали о вариантах господдержки и попросили бизнес рассказать о реальных проблемах, с которыми они сталкиваются на практике. Высказаться решили немногие.

Так, представитель коммерческого отдела «Башкирского бройлера» Алина Асадуллина рассказала, что предприятие, экспортирующее инкубационное яйцо в Казахстан, не смогло получить компенсацию РЭЦ по затратам на топливо. У инкубационного яйца и простого яйца не совпадают коды ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности), установленные для определения круга получателей субсидий. Римма Бойцова пообещала разобраться.

– Если коды не входят в общий перечень, мы работаем с федеральными органами исполнительной власти, чтобы изменить структуру кодов, – ответила она.

Владелец компании «Русгаро» Гиорги Чихладзе заявил, что решения российских судов не признаются за границей, из-за чего иностранные контракты не исполняются.

– Третейские суды упразднили, и некоторые контракты «полетели». Есть проблемный контракт с Перу. Из-за того, что Международному коммерческому арбитражному суду неправильно передали полномочия, мы не можем получить деньги, – поделился господин Чихладзе.

Представитель еще одной компании-экспортера Эльвира Хайруллина пожаловалась, что деньги от Саудовской Аравии не доходят на валютный счет в Сбербанке. В процессе обсуждения выяснилось, что причиной может быть тот факт, что банк находится под антироссийскими санкциями, а «ближневосточные страны на санкции реагируют плохо».

РАЗВОРОТ НА АЗИЮ

Одно из мероприятий деловой программы форума посвятили освоению азиатского рынка. Как отметил модератор тематического круглого стола Руслан Мирсаяпов, российская продукция в целом все еще малоизвестна на внешних рынках и один из самых перспективных, ожидаемо, – страны Азии. В прошлом году, по его словам, объем республиканского внешнеторгового оборота (ВТО) со странами Азии достиг $1,8 млрд, что составляет 40% от общего ВТО Башкирии. В Основные страны поставок: Китай, Казахстан и Индию, которые закупают продукцию машиностроения и химической промышленности, минеральные удобрения.

– Огромный потенциал мы видим в агропромышленном секторе, машиностроении и туризме, в научных разработках, – подчеркнул господин Мирсаяпов.

Он озвучил амбициозные планы: к 2024 году объем республиканского экспорта в азиатский регион увеличить до $3,8 млрд. За счет чего эти показатели будут достигнуты, не уточняется. В то же время разговор с предпринимателями показал, что в вопросах экспорта по-прежнему остается много проблем.

РЭЦ, в задачи которого входит как раз помощь в освоении новых рынков, по словам присутствовавших бизнесменов, не слишком активно помогает, и пробиваются на эти рынки они самостоятельно, а потому совершают немало ошибок. Как отметил заместитель гендиректора ООО «Фабрик» (торгует с Китаем) Эмиль Ганцев, к примеру, компании изначально не изучают рынок, не вкладываются в маркетинговые исследования или не желают приспособить товар под китайского потребителя.

– Люди, как правило, не изучают свой товар, не узнают, нужно ли это китайскому потребителю, – отметил господин Ганцев. – Но у китайцев, например, есть предубеждения по цене. Так сложилось потому, что в свое время наши экспортеры завозили свою продукцию в Китай фактически за бесценок.

Второй серьезной проблемой башкирского экспорта, по мнению господина Ганцева, является в принципе неправильная форма ведения бизнеса. Башкирские компании часто ищут партнеров «вслепую», наталкиваются на недобросовестных предпринимателей. Чтобы такого не происходило, продолжает он, следует выбирать компании, которые имеют свои представительства в России. Обязательным является заключение договора. Свою фирму с нуля в Китае создать сложно. Во-первых, это дорого, во-вторых, занимает много времени: на создание экспортно-импортной компании в Китае уходит минимум год. Так, например, нужно доказать, что новая компания является платежеспособной, а для этого придется провести по счетам минимум 10 млн руб. Кроме того, по словам Эмиля Ганцева, российским предпринимателям необходимо учитывать менталитет китайских потребителей, в частности, их убежденность в том, что они «срединная нация», а потому заслуживают товары и услуги самого высокого качества.

Среди других не менее важных проблем предприниматели назвали и несоответствие технического регламента Таможенного союза международным стандартам. Именно по этой причине приостановили поставки за рубеж многие производители меда. Как рассказал исполнительный директор ООО «Башкирские пасеки» Сергей Мулюков, с 2015 года компания ежегодно экспортировала в Китай до 120 тонн фасованного меда в год. Это продолжалось до тех пор, пока Китай не привел свои нормы качества в соответствие с международными стандартами.

– Когда это произошло, в 2017 году, мы еще продолжали поставки, потому что наши китайские партнеры согласились взять все риски на себя, – рассказал господин Мулюков. – Однако в итоге в 2018 году я полностью закрыл Китай (как направление экспорта.Прим.ред.), потому что это репутационные риски.

На сегодня в России нет ни одной лаборатории, в которой бы исследовали мед на предмет соответствия международным стандартам качества. И поэтому господин Мулюков намерен сам открыть такую лабораторию в феврале–марте следующего года. В целом же перспективы экспорта на Восток он оценивает очень позитивно.

– Китай – очень перспективный регион, это большой рынок сбыта, – отметил он. – И в целом пошел очень хороший тренд на Восток. Сейчас поступают запросы от стран Персидского залива, Японии, Южной Кореи.

МНЕНИЕ

Директор по развитию ООО «Травы Башкирии» (экспортирует продукцию в Казахстан и Белоруссию. – Прим.ред.) Эвелина Каримова признает неэффективность государственной поддержки местных экспортеров. По ее мнению, предприниматели должны рассчитывать только на себя.

– Нельзя ждать, что государственные органы протолкнут тебя на рынок, предоставят какую-то информацию, мониторинг, – отмечает она. – Прежде всего, сама компания должна быть инициатором и пробовать разные методы входа на рынок.

Присутствовавший на пленарном заседании вице-президент Ассоциации итальянских предпринимателей в России Витторио Торрембини высказал свое мнение, что «создано очень много инструментов для поддержки экспорта, даже больше чем надо, и очень мало инструментов, чтобы увеличивать продукцию, которую можно экспортировать» и призвал экспортировать то, что есть, а именно реализовывать потенциал по нефтехимии и химическому производству.

– У нас нет сырья, у нас нет ничего, только фантазия. У вас есть сырье, хорошие мозги, считаю, что нужно немножко больше фантазии, – заключил он.

Авторы: Влада Шипилова, Наталья Кузнецова

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя