В Уфе начинает работу Международный экспортный форум, на котором обсудят проблемы выхода на зарубежные рынки. Власти поставили задачу наращивать экспорт за счет малого и среднего бизнеса. Одни эксперты говорят, что предпринимателям мешает выходить на глобальные рынки менталитет, а другие – что бизнес хочет, но не знает, как.

ВРЕМЯ ЭКСПОРТИРОВАТЬ

В Уфе стартует Международный экспортный форум «Время экспортировать». Мероприятие задумано как еще одна площадка для диалога между представителями малого и среднего предпринимательства (МСП) и госструктурами, чтобы выявить системные проблемы и определить пути решения. Участники обсудят механизмы поддержки экспорта, перспективы развития несырьевого экспорта, онлайн-торговлю, особенности поставок товаров в Европу, страны СНГ и Азию.

В начале года президент России Владимир Путин поручил правительству помочь малому и среднему бизнесу выйти на зарубежные рынки. Согласно стратегии развития МСП, к 2030 году доля экспорта малого бизнеса должна увеличиться с 6,5% до 12%. В 2017 году около 30 тыс. представителей МСП экспортировали свои товары в 102 страны.

В мае экс-глава Башкирии Рустэм Хамитов на Петербургском экономическом форуме заявлял, что к 2030 году планируется увеличить число республиканских экспортеров вдвое, а объем несырьевого экспорта – в три раза. По итогам января–сентября доля неэнергетического несырьевого экспорта в республике оценивается в 44% – $1,5 млрд (ставилась задача выйти на $1,8 млрд). По данным Федеральной таможенной службы, общий экспорт Башкирии в январе–сентябре составил $3,4 млрд, что больше аналогичного прошлогоднего периода на 8,4%. В основном экспортируются минеральные продукты (55,4%), машиностроительная продукция (19,8%), продукция химической промышленности и каучук (16,7%).

Данных по экспорту конкретно представителей МСП у госкомитета Башкирии по внешнеэкономическим связям нет. Ранее сообщалось, что в республике работают около 800 предприятий-экспортеров, большинство (90%) из которых – малые и средние. Однако, по словам руководителя уфимского подразделения Российского экспортного центра Риммы Бойцовой, половина из них осуществляют лишь разовые поставки. Регулярных экспортеров насчитывается 350–400 компаний. Проблема наращивания экспорта, по ее мнению, пока сводится к проблемам менталитета самих предпринимателей.

– Мы хотим переломить этот менталитет, чтобы они увидели себя игроками на этих глобальных рынках, и понимали, что есть потребность в их продукции, потому что к нам поступает много запросов, – говорила она.

Руководитель представительства секретариата делового совета ШОС по Северо-Западному федеральному округу Александр Беда считает, что малый бизнес готов выйти на экспорт, но не может, поскольку не знает, как.

– Предприниматели заинтересованы, но не понимают, как продать товары, как продвинуть, как доставить, как растаможить, какие сертификаты. Естественно, заниматься этим не каждый хочет. Проще продать на местном рынке. Если малый и средний бизнес имеет стратегическую возможность планирования, он заинтересован в выходе на зарубежный рынок, – отметил Александр Беда.

Глава госкомитета Башкирии по внешнеэкономическим связям Руслан Мирсаяпов считает, что продукция башкирских товаропроизводителей всех отраслей промышленности востребована на зарубежных рынках. Непроизводственная сфера также может предложить свои услуги иностранным потребителям. Медицина, образование, туризм – актуальные направления для малого и среднего бизнеса.

– Экспорт – это хорошая возможность для развития своего бизнеса, расширения рынков сбыта и получения дополнительных прибылей, – прокомментировал он.

Для поддержки экспорта в республике, помимо подразделения Российского экспортного центра, работает региональный Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП. Башкирия вошла в число 22 регионов страны, где внедряется региональный экспортный стандарт.

ОЖИДАНИЯ УЧАСТНИКОВ

Среди участников международного форума заявлены гендиректор «Московского экспортного центра» Кирилл Ильичев, вице-президент Ассоциации итальянских предпринимателей в России Витторио Торрмбини, президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов, премьер-министр правительства Башкирии Рустэм Марданов, гендиректор «Корпорации развития РБ» Олег Голов и другие.

Артем Соколов сообщил RBtoday, что намерен обсудить проблемы и перспективы онлайн-торговли.

– E-commerce (электронная коммерцияПрим.ред.) относительно новое явление в нашей жизни. Еще 10 лет назад интернет-торговли не существовало в принципе как таковой, зато сейчас отдельные товарные категории просто «прописались» в интернете, – отметил он.

Этому способствует рост пользователей интернетом, сокращение сроков доставки, комфортные варианты оплаты. Господин Соколов также обозначил болевые точки. Например, дорогой эквайринг для интернет-магазинов. При оплате банкам отчисляются внушительные проценты, что сказывается на стоимости товаров. Второй момент – наличие запретов на продажу в интернете ряда товарных категорий, например, лекарств, которые в половине стран мира продавать разрешено.

– В некоторых странах лекарства продаются даже в вендинговых автоматах, и это считается нормальным, когда в аэропорту ты можешь купить себе средство от желудка или головной боли. Также у нас запрещен к легальной интернет-продаже алкоголь, имеются правовые коллизии для продажи ювелирных изделий, биологически активных добавок, – пояснил Артем Соколов.

Экспортеры, утверждает он, не могут на практике применить нулевую ставку НДС – чтобы ее подтвердить, необходимо собрать внушительный объем документов. В итоге сбор документов обходится дороже, чем возмещенный НДС.

– Если отправляем товар в Китай, на входе нам предъявляется пошлина от 12% до 60%, независимо от того, сколько стоит посылка. Там нет порогов беспошлинного ввоза. А наш рынок, наоборот, открыт. Налоговых режимов для зарубежных компаний не существует. Вот этот дисбаланс надо устранять. Либо пусть Китай открывает свои границы, либо Россия вводит такие же правила игры для зарубежных компаний, – отметил господин Соколов.

Опытом работы с Казахстаном поделится директор по развитию ООО «Травы Башкирии» Эвелина Каримова. Компания вышла на экспорт в 2017 году. На первом этапе возникли сложности с ненормированной наценкой дистрибьюторов, оформлением этикеток, которые должны быть на казахском языке.

– На первых поставках мы стикировали каждый продукт вручную. Позже заказали типографскую этикетку, – рассказала Эвелина Каримова.

Из Башкирии в Казахстан поставляются чайные напитки, сиропы, кисели, конфитюры, оздоровительная продукция на местных травах, плодах и ягодах. По ее словам, башкирские ингредиенты по своему качеству совершенно не уступают зарубежным аналогам.

– В Казахстане есть игроки, выпускающие аналогичную нам продукцию, но первый мониторинг захода на рынок показал, что наше качество гораздо выше, – отметила госпожа Каримова.

Сейчас «Травы Башкирии» ведут переговоры с Узбекистаном. В России компания работает с крупными федеральными сетями: «Ашан», «Магнит», «Метро», Х5, поставляет продукцию в санаторные учреждения, на ликероводочные заводы.

Руслан Мирсаяпов считает, что благодаря форуму предприниматели будут увереннее заходить на зарубежные рынки, имея за спиной серьезные компетенции, государственную поддержку и разработанные с привлечением профильных специалистов бизнес-планы.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя