2019 год объявлен в России годом театра. В Башкирии старт году театра дал спектакль «Урал Батыр», поставленный по одноименному эпосу якутским режиссером Андреем Борисовым. Что волнует  театры республики, и какие проблемы стоят в регионе острее всего – обсудили на круглом столе в госсобрании Башкирии.

По мнению большинства собравшихся театральных деятелей и спикеров, ключевая проблема на данный момент – воспитание новых кадров. В республике  дефицит звукорежиссеров, бутафоров, гримеров. Директор Русского драмтеатра Михаил Рабинович назвал профессию режиссера и вовсе вымирающей.

Главным поставщиком кадров для театров остается Уфимский институт искусств им. З. Исмагилова, на театральном факультете которого количество бюджетных мест ежегодно сокращается. В частности, сейчас на курсе только шесть бюджетных мест для актеров. Для режиссеров бюджетных мест не предусмотрено, а плата за учебу на коммерческой основе составляет 180 тыс. руб. в год. Сокращение общего количества мест и высокая цена платного обучения способствует оттоку абитуриентов. Поэтому все меньше местных специалистов-выпускников идет работать в театры региона. Кроме того, молодежь в поисках финансового благополучия нередко предпочитает либо работу по профессии за пределами Башкирии на более выгодных условиях, либо работает не по специальности в пределах республики. Скорее, исключением стало образование частных театральных проектов, чьи труппы сформированы, по большей части, именно за счет местных кадров.

– УГИИ – уникальный вуз, мы вместе должны сохранить нашу кафедру. Это очень серьезный вопрос, через несколько лет будет неоткуда брать актеров для башкирских театров, –  говорит заведующая кафедрой актерского мастерства и режиссуры института Тансулпан Бабичева.

Председатель комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Госсобрания РБ Раиль Асадуллин уточнил, что на федеральном уровне в закон об образовании уже введена поправка, связанная с целевым обучением. Получающие льготы при поступлении должны после окончания вуза три года отработать в том театре, который вложился в их обучение. Таким образом, проблема может быть хотя бы частично решена.

Также в разговоре была озвучена проблема с получением башкирскими актерами российских званий, на которые существует жесткая квота.

– Практика показывает, что российские звания выделяются все меньше и меньше. Представители театральных профессий нашей республики вообще давно не получали званий российского уровня, – объяснил худрук Башдрамтеатра Олег Ханов. – Думаю, надо отойти от соглашательской позиции и двигать разрешение этого вопроса на всех уровнях. У нас в республике достаточно людей, которые, благодаря своему творчеству, на полном основании достойны получить российские звания.

Также Олег Ханов подчеркнул, что остро не хватает пьес для новых спектаклей:

– Каждый театр республики сталкивается с огромной проблемой при планировании репертуара, что связано с бедностью национальной драматургии. Было золотое время, когда творили такие драматурги, как Мустай Карим, Асхат Мирзагитов, Ангам Атнабаев, Нажиб Асанбаев, Флорид Буляков и другие. К большому сожалению, сегодня нет их последователей. Для драматургов нет стимулирующего начала. На базе Татарского драматического театра им. Камала проводится конкурс «Новая татарская пьеса», в нем ежегодно 120 человек участвует. Хороший опыт перенять не зазорно. Я считаю, что Госсобрание и Минкультуры республики могут выступить инициаторами финансирования в этом направлении.

Напомним, что в прошлом году в Уфе успешно прошло несколько драматургических лабораторий на федеральные гранты. В частности, в рамках конкурса «Ремарка» и лаборатории «Мастерская сказок» уфимские режиссеры представили современные пьесы в формате читок и эскизов. В их числе были и пьесы уфимских драматургов, впрочем, без национального акцента. Так или иначе, пьеса Игоря Яковлева «На Луне» выросла в самостоятельный спектакль – премьера постановки проекта «The Театр» Алсу Галиной состоялась в декабре минувшего года. Возможно, подобные лаборатории смогут стать успешным стартом для молодых авторов.

По словам театроведов, не хватает не только местного материала, но и пьес для детей, для подростков. Отчасти эту проблему попыталась решить «Мастерская сказок», отчасти – лаборатория «ДрамКвадратик». Чтобы укрепить работу в этом направлении, на круглом столе предложили  возродить детский театральный фестиваль «Колонсак».

Директор Стерлитамакского русского театра Виктория Замесина отметила проект «Культура малой родины» и программу «Театры малых городов», благодаря которым  в театрах республики удалось получить финансирование на постановку новых спектаклей и покупку транспорта.

Что касается 2019 года, отремонтированный Башкирский театр драмы планирует масштабно отметить свой столетний юбилей. В частности, запланированы крупные премьеры, одной из наиболее громких станет «Гамлет» Айрата Абушахманова, известного по очень успешной постановке «Зулейха открывает глаза». Кроме того, в феврале труппа отправляется на гастроли по России и странам ближнего зарубежья. В мае подмостки театра будут принимать Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык», в числе гостей которого планируется пригласить театр «Сатирикон».

К реконструкции сейчас готовится уфимский театр кукол. По словам, директора театра Альберта Имамутдинова в этом году театр собирает документы и готовит архитектурный проект для включения в национальную программу «Культура» на 2019-2024 гг. В частности, планируется реконструкция и строительство пристроя с малым залом, театральным кафе, музеем кукол и интерактивными детскими студиями. В ходе строительных работ будет облагорожена и прилегающая к театру территория. Капитальный ремонт в этом здании ни разу не проводился, подавляющее большинство оборудования устарело.

По данным Башстата за 2010-2017 гг. среднее ежегодное количество посетителей в театрах увеличилось с 200 до 227 на 1000 человек населения. Также выросло  с  814 тыс.  до 922 тыс. человек в год численность зрителей. При этом в Башкирии остается неизменным количество театров – 12.

Фото: Владимир Ковальчук

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя