По итогам прошлого года Россия увеличила экспорт сельхозпродукции и продовольствия на 15%, до $20 млрд. Доля Башкирии в этой сумме пока лишь 0,13%. Что мешает башкирским производителям нарастить объемы поставок за рубеж и что для этого делают государство и сами предприниматели – в материале RBtoday.

По данным министерства сельского хозяйства Башкирии, объем экспорта сельхозпродукции по итогам прошлого года составил $26 млн. Это лишь 0,8% от общего объема производства АПК республики, который, согласно информации Башстата, составил 171,8 млрд руб. По данным Башкортостанской таможни, в структуре регионального экспорта ($1,6 млрд) на продовольственные товары и сырье – масло подсолнечное, семена льна, пшеница, сахар, гречка и ячмень – приходится лишь 1,3% (или около $20,7 млн). Где-то посередине данные Федеральной таможенной службы – экспорт продуктов растительного и животного происхождения по итогам 2017 года составил $23,5 млн. При этом по некоторым топовым позициям в течение года произошло существенное падение (см. инфографику).


В ответ на запрос минсельхоз Башкирии смог лишь уточнить, что в прошлом году улучшились показатели по экспорту зерна: 56,7 тыс. т вместо 32,3 тыс. в 2016 году. На остальные вопросы чиновники ведомства ограничились общими формулировками о том, что в республике «имеется возможность поставки сырья и продовольствия не только за пределы региона, но и за рубеж». Республика, отметили в министерстве, «в целом» обеспечивает себя сельскохозяйственной продукцией и продуктами ее переработки, а потенциал республики «позволяет  не только производить, перерабатывать и реализовывать, но и расширить ассортимент».

НАС ОБОГНАЛИ

Башкирия как аграрный регион традиционно занимает лидирующие позиции в структуре сельскохозяйственного производства РФ. В то же время экспортный потенциал в республике развивается слабо. Неутешительная тенденция развития башкирского экспорта сельхозпродукции была озвучена на круглом столе «Экспорт продуктов и продовольствия», который проходил в рамках выставки «Агрокомплекс». Руководитель обособленного подразделения АО «Российский экспортный центр» Римма Бойцова заявила, что экспортеры Башкирии отстают по объемам поставок не только от общероссийских показателей, но и от ряда соседних регионов, и ответственность за это возложила именно на предпринимателей.

– Предприятия Республики Татарстан и Удмуртии многократно активнее, чем башкирские, – сказала она. – Мы до сих пор не смогли создать сообщество экспортеров, объединить их. Мы рассылаем информацию (о запросах зарубежных партнеров – прим.ред.) точечно, тем, кого знаем.

Существенно по объемам экспорта республика уступает Татарстану, Челябинской и Оренбургской областям (см. инфографику).

«Российский экспортный центр» был создан в 2015 году с целью помогать компаниям развивать экспортную деятельность. Кроме того, осенью прошлого года в республике был создан Центр поддержки экспорта для субъектов малого и среднего бизнеса, который оказывает информационно-консультационные услуги. По словам его директора Ильдуса Халитова, ряд услуг они оказывают бесплатно, например, промоакции.

Впрочем, информация эта, по-видимому, до бизнеса не доходит. Такой вывод напрашивается по итогам круглого стола: участники спрашивали у представителей экспортных центров, например, о том, где можно найти аналитику по рынку. Они признались, что пока находятся в «информационном вакууме». У предпринимателей есть продукция, но они не знают, куда ее поставить, как оформить это документально, как проверить надежность зарубежного партнера. Аналогичные проблемы возникают и у зарубежных компаний, которые ищут поставщиков в Башкирии. И это притом, что профильные структуры для поддержки бизнеса созданы.

МЕД ХОРОШ, ДА НЕ ДЛЯ ВСЕХ

По словам участников рынка, одной из главных проблем остается сертификация  товаров на зарубежных рынках. Далеко не все то, что является высококачественным в Башкирии, считается таковым за рубежом. Нередки случаи, когда продукты из республики в зарубежных странах признавались негодными и уничтожались. Такое происходило даже с башкирским медом, который ценится по всей России. Отдельные партии за границей не проходили нормы по консистенции и уровню антибиотиков. Избежать таких ситуаций и потери средств можно, проведя предварительный анализ качества своих товаровв аккредитованных лабораториях, но найти их – тоже большая проблема.

Посильную помощь в этом оказывает Россельхознадзор, который направляет пробы продукции в эти лаборатории после предварительного исследования. Однако и здесь все непросто: у надзорного ведомства есть данные о требованиях лишь по странам в целом, а по конкретным контрагентам – нет. И хотя Россельхознадзор ведет реестры предприятий-экспортеров, без данных об их требованиях по качеству пользы для местного бизнеса они не приносят. Как результат и о достаточной эффективности этой системы говорить пока не приходится. Это понимают и в Россельхознадзоре: на круглом столе представитель ведомства сама обратилась к участникам рынка с просьбой предоставлять информацию о требованиях зарубежных предприятий, с которыми они сотрудничают.

– Собирать требования иностранных компаний к нашим производителям у нас имеет право только центральный аппарат Россельхознадзора, – пояснила причину отсутствия данных в региональном ведомстве замначальника отдела ветеринарного надзора Ольга Кумирова. – На сайте центрального аппарата в разделе «Ввоз. Вывоз. Транзит» существует раздел, в котором эти требования прописаны. Если нам от наших производителей поступают требования от тех компаний, с которыми они работают, мы их отправляем в центральный аппарат, и после согласования они вносятся в общий перечень.

ПРОБЛЕМА В «НАШИХ ГОЛОВАХ»

Сами представители бизнеса на эту ситуацию смотрят по-разному: одни теряются в условиях отсутствия информации и отказываются от экспорта, другие уверены, что все проблемы преодолимы – было бы желание. По мнению руководителя ООО «Фабрик» (экспортирует продукты и продовольствие в Китай) Эмиля Ганцева, одна из главных проблем в том, что башкирский бизнес недостаточно изучает рынок, на который планирует поставлять свою продукцию. Именно поэтому он рекомендует даже небольшим предприятиям вкладываться в маркетинговые исследования, чтобы потом не терпеть большие убытки.

– Многие хотят экспортировать, чтобы просто получить рынок сбыта, и даже не пытаются подготовиться к выходу на этот рынок, – считает господин Ганцев. – Не пытаются выяснить предпочтение потребителей, что ему нужно. Ведь тот же башкирский мед, например, не подходит китайцам. Им нужно, чтобы он был жидкий и легко растворялся в воде. Наш мед они не едят. Но мы, конечно, уверены, что наш мед самый лучший.

Екатерина Дьяченко.

Руководитель B2B-Export.com Екатерина Дьяченко уверена, что проблема низкого экспорта «в наших головах».

– Например, запрос на халяльную продукцию по моим наблюдениям в три-четыре раза превышает предложение, – отметила госпожа Дьяченко. – Только увеличение этой продукции даст рост рынка экспорта. То же самое с зерном. Вопрос с недостаточным экспортом, мне кажется, только в том, что у нас недостаточно объемов по этим позициям. То, что не продается, просто означает, что товар не соответствует критериям качества. Но я думаю, производители могут спокойно добиться, чтобы он соответствовал.

Другие предприниматели склонны видеть основную проблему низкого экспорта в том, что государство не идет навстречу бизнесу в ключевых вопросах.

– Мы успешно экспортировали мед в Китай в течение двух лет, – говорит генеральный директор ООО «Башкирские пасеки» Сергей Мулюков. – С 2015 по 2017 год сложились благоприятные условия, цена стала более доступной для международных рынков. На тот момент нормативы КНР по меду были на уровне техрегламента Таможенного союза. Качество нашего меда их тоже устраивало. Но затем Китай перешел на международные стандарты. А у нас в России и тем более в Башкирии не было ни одной аккредитованной лаборатории. И проверять наш мед оказалось негде. Россельхознадзор закупил лабораторию на средства федерального гранта,но проблему это не решило. Была закуплена универсальная станция: она проверяет мясо, молоко, яйца, мед. Мы объясняли, что будет большая погрешность исследований. Но к мнению экспертов не прислушались.

ТОРГОВЛЯ РАБОТАЕТ БЫСТРЕЕ

Виталий Черевков. Фото: tpprb.ru

Госструктуры в лице экспортных центров призывают бизнес быть активнее, а он продолжает работать по своим правилам. Так происходит потому, что пока государство и бизнес живут и работают в разных темпах, уверен председатель комитета по торговле и советник президента Торгово-промышленной палаты Башкирии Виталий Черевков.

– Ко мне обращаются и говорят: мы хотим купить у вас говядину «халяль», – приводит пример господин Черевков. – Я пишу чиновникам официальные запросы. Через месяц мне говорят: да, продукция соответствует. Не надо уже. За три дня все решилось, они купили в другом месте. Торговля работает быстрее. Бизнесу просто надо дать действующий быстрый механизм, ему проще работать в постоянном диалоге. Предприниматели не видят эффективности работы с госструктурами, и поэтому машут на них рукой и ищут выход сами.

Пока в Башкирии государство обвиняет бизнес в отсутствии активности, в соседнем Татарстане пошли другим путем.

– Проблемы у нас с Башкирией схожие, бизнес активно в госструктуры не обращается и не пытается наладить экспортные поставки, – говорит замначальника коммерческого отдела республиканского агропромышленного центра инвестиций и новаций Татарстана Айрат Калимуллин. – Единой базы экспортеров у нас нет, и коммерсанты сами ищут ходы-выходы. Но и министерство сельского хозяйство регулярно собирает предпринимателей: сообщает о своих планах, поправках в законодательстве, чтобы они были готовы работать в новых условиях. Наше руководство последние годыактивно ездит за границу и лично продвигает нашу республику. В поездках участвуют и предприниматели, которые получают возможность наладить деловые связи. В общей сложности это дает некоторое улучшение показателей, хотя проблемы еще остаются.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя