Российские власти не исключают, что до конца года стоимость авиатоплива может вырасти на 30%. Несмотря на обещанные авиакомпаниям компенсации, для туристического рынка изменения могут оказаться болезненными. Впрочем, эксперты не прогнозируют банкротств турагентств, которые, в свою очередь, активно предлагают уже сейчас побеспокоиться о новогодних каникулах.

О проблеме повышения цен на авиакеросин с интервалом в несколько дней журналистам заявили сразу два высокопоставленных российских чиновника. Сначала всех напугал министр транспорта РФ Евгений Дитрих:

– Мы не исключаем ситуации, что до конца года стоимость авиатоплива может вырасти на 30%. Сейчас ставим перед правительством вопрос о компенсации компаниям за такой рост. В масштабах страны речь идет о сумме в 50 млрд руб.

Заявление вызвало однозначную реакцию: стоит ожидать повышения цен на авиабилеты, и, как следствие, удорожания стоимости на туристические путевки, прежде всего зарубежные.

Анализ цен на билеты из уфимского аэропорта на сервисе по продажам билетов Biletix показал, что за последние месяцы стоимость билетов на многие рейсы таких компаний, как «Аэрофлот», «Россия» и других, выросла на 200–400 руб.

Впрочем, руководитель Ростуризма Олег Сафонов, оппонируя Евгению Дитриху, поспешил всех успокоить:

– Уверен, что ситуация не приведет к банкротствам наших операторов (туроператоров.Прим. ред.). Мы живем в условиях рыночной экономики, и колебания цен происходят постоянно. Но никаких трагических последствий за подобными изменениями не последует.

Эксперты отмечают, что история с повышением стоимости керосина уходит своими корнями в прошлое. Как в свое время отмечал бывший директор «Башнефти» Александр Корсик:

– В результате различных налоговых маневров нефтеперерабатывающим предприятиям, занимающимся, в частности, выпуском бензина и дизельного топлива, приходится работать практически в убыток. Компаниям получается выгоднее гнать сырую нефть на продажу или повышать цены на другую продукцию, чтобы компенсировать издержки.

Одним из таких «компенсаторов» еще в прошлом году стал керосин, в этом году ситуация получила дальнейшее развитие. Недавний рост доллара по отношению к рублю только усугубил ситуацию. Например, стоимость авиатоплива, закупаемого международным аэропортом «Уфа», за два года выросла с 34,6 тыс. руб. до 50 тыс. руб. за тонну.

По словам начальника отдела координации деятельности предприятий железнодорожного, внутреннего водного и воздушного транспорта Олега Гилева, сложившаяся ситуация характерна для всего российского топливного рынка.

– Подобная ситуация с ценами на топливо и соответственно удорожанием перевозок не решается на региональном уровне. Здесь есть комплекс проблем, в том числе по смягчению ситуации, которые могут быть задействованы только в масштабах всей страны, и мы, конечно, сразу будем на них реагировать, – пояснил он.

Для тех читателей RBtoday, кто хочет самостоятельно отслеживать изменения стоимости билетов, специалисты пояснили, что курс пересчета стоимости на международные авиаперелеты меняется раз в неделю по средам, и за основу берется курс торгов в паре рубль-доллар последнего понедельника. При этом эксперты отмечают, что в августе цены всегда выше, чем в ноябре или феврале.

Представители экспертного сообщества и крупных туроператоров тем не менее отмечают, что, несмотря на повышение стоимости авиабилетов, люди все равно продолжают летать, и объемы продаж билетов остаются примерно на прежнем уровне. В специализированных фирмах, уловив ситуацию, уже запустили акцию по раннему бронированию на зимнее расписание, которым, как считают в агентствах, выгоднее воспользоваться сейчас, несмотря на изменение курса рубля, так как по мере приближения ко дню вылета такие тарифы заканчиваются.

Вот что говорит директор турфирмы «Крекс» Сергей Колесников:

– Многие туроператоры работают в автоматическом режиме, когда на раннем этапе билеты на авиарейсы включаются в стоимость путевки фактически по себестоимости, а в дальнейшем их цена увеличивается. Поэтому заблаговременная покупка, конечно, выгоднее. Хотя в целом стоимость путевки по сравнению с прошлым годом выросла незначительно – все-таки авиатопливо составляет небольшую часть всех расходов. Сейчас турецкое направление пользуется особой популярностью для тех, кто собирается что-то купить в этой стране, потому что курс лиры к доллару да и к рублю резко упал. Кстати, судя по моему опыту, в последнее время поездки на новогодние каникулы в Турцию перестали пользоваться особым спросом. У жителей республики на первое место вышло юго-восточное направление: Таиланд, Вьетнам и другие страны.

Не предвидит особых сложностей в работе и каких-то изменений в традиционных предпочтениях отдыхающих и специалист «Аннекс-Тур» Екатерина Бойко:

– Увеличение стоимости тура вряд ли будет заметно для туриста, так как значительного роста на авиатопливо не планируется, средняя стоимость доплаты за человека ожидается на уровне 200–400 руб. Таким образом, общая стоимость тура не превысит привычных рынку цен. Пакетный тур включает в себя авиабилеты лишь как одну из услуг, составляющую стоимость путевки. Кроме того, многочисленные спецпредложения от отелей, ранние бронирования, стимулирующие акции для розницы и клиентов позволят балансировать с ценой в соответствии со спросом. В связи с этим мы не ожидаем влияния данного фактора на спрос и отрасль в целом как в низкий, так и в высокий сезоны. Новогодние праздники, как и майские, относятся к высокому сезону, и спрос на отдых в это время остается на уровне прошлых лет.

Напомним, что четыре года назад туриндустрию республики потряс настоящий кризис, когда один за другим обанкротились такие крупные игроки рынка, как «Лабиринт», «Южный Крест Трэвел» и другие. Сегодня туроператоры в один голос заявляют, что ситуация далека от критической, и проблемы, подобные росту цен на авиатопливо, на продажи путевок принципиально не повлияли. При этом, по словам  директора турфирмы «Альфа-тур» Гульчачак Аюповой, ситуации в начале лета и сегодня отличаются.

– Как только закончился чемпионат мира по футболу, спрос на путевки вырос. В мае-июне были «горящие» туры, потом их не стало. Там, где есть спрос, подросли и цены. Ели раньше двухнедельный отдых в турецком «Кремлин паласе» стоил 80 тыс. руб., сегодня – 116 тыс. руб. На осень-зиму продажи по сравнению с прошлыми годами остаются примерно таким же.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя