Виртуальный мир «Урала-батыра»

В Башкирском драмтеатре им. М. Гафури прошла творческая встреча с режиссером из Якутии Андреем Борисовым. Это первое знакомство труппы с режиссером, который поставит на башкирской сцене эпос «Урал-батыр». Премьера спектакля приурочена к юбилейному 2019 году, когда состоится празднование 100-летия и республики, и Башдрамтеатра. Проект реализуется на грант главы республики.

Андрей Борисов широко известен в культурном пространстве страны и связан со стремительным развитием искусства народов Якутии. Он поставил более 50 спектаклей в Якутии, также работал в театрах Москвы, Иркутска, Республики Алтай, Китая и Турции. C 1990 по 2014 год трудился в качестве министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).

– Скажу откровенно: сам не знаю, что из этого получится, – поделился режиссер. – Перечитывая «Урал-батыр», я понимаю, что каждая сцена этого эпоса – огромный спектакль. Только из начальной сцены можно сделать постановку на два часа. Как сделать так, чтобы передать всю громаду философии, событий, метафор? Нужен тотальный театр, в котором работало бы все – от гвоздя в декорациях до бессознательных образов, которые возникали бы у зрителя во время просмотра. И чем дальше – тем больше груз ответственности: грядут юбилеи Республики Башкортостан и Башкирского театра драмы.

Андрей Борисов добавил, что сам эпос подсказывает решение спектакля:

– Эпос – это виртуальный мир, созданный внутри самосознания народа и ставший книгой, музыкой. Изучить «Урал-батыр» от начала до конца невозможно, настолько эпос вобрал в себя. Я знаю многие эпосы мира, но именно здесь очень плотно и очень внимательно гений башкирского народа осмыслил становление своей истории. При этом в нем пульсируют образы мировой культуры, хотя это чисто башкирский эпос. Кроме того, есть театр европейский, есть азиатский, а евразийский театр только начинает оформляться. И в этом смысле в нашей работе чувствуется «будущего зов».

По словам Андрея Борисова, «Урал-батыр» станет частью масштабного проекта о возрождении эпического наследия народов Евразии. Проект стартовал еще в 90-х, когда режиссер начал ставить литературные эпосы на театральной сцене. В частности, были созданы спектакль по алтайскому эпосу «Маадай-Кара», постановка «Кудангса Великий» по произведению якутского писателя Платона Ойунского. Бум таких постановок, возможно, связан с тем, что созданный Андреем Борисовым самобытный «Театр Олонхо» быстро стал популярным, в том числе и за рубежом.

– Я полностью уверен, что современное эпическое наследие народов России, а потом и народов Евразии должно получить грамотную театральную визуализацию, иначе все остается в научных трудах, в книгах и не будет воспринято массовым зрителем, молодым поколением. Созданный гением башкирского народа эпос еще не вернулся в живых образах и эмоциях. И поэтому нам не обойтись без современных технологий, которые могли бы сразу помещать зрителя в пространство эпоса. Нужно преодолеть плотность художественной, философской, исторической, этнической информации первоисточника, поэтому работать будем на стыке новых технологий и древнейшей архаичной культуры. Ко мне обращаются с аналогичными просьбами коллеги из театров Киргизии, Казахстана, Армении – видимо, театральная работа над эпическим наследием становится все более актуальной. Эпос – это культурное плато, опора в плане национальной самоидентификации, самосознания.

Напомним, что в истории Башкирского театра драмы это уже второе обращение к эпосу «Урал-батыр», первое состоялось в 2006 году. Худрук театра Олег Ханов подчеркнул, что приглашение Андрея Борисова для постановки не прихоть, а попытка выйти с проектом на международную сцену.

– Чтобы поставить спектакль, у нас найдутся и смелые режиссеры, и актерские силы. Но вопрос стоит не столько в самой постановке спектакля в привычном понимании – с мизансценами и трактовками, сколько в таком воплощении эпоса на сцене, чтобы войти с ним в мировой контекст, в созвездие других эпосов мира. И поэтому перед нами колоссальная творческая задача, воплотить которую непросто, – отметил он.

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите здесь свое имя